Новая книга

Apr 02, 2011 00:24



Кожин П.М.
Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана : проблемы палеокультурологии / П.М. Кожин. - М.: ИД «ФОРУМ», 2011. - 368с.
ISBN 978-5-8199-0453-4
Монография «Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана» посвящена проблемам истории, культурологии и этнологии этого огромного региона в период сложения и ранних этапов (вплоть до Средневековья) развития китайской государственности и формирования отношений Китая с неоднократно сменявшими друг друга кочевыми и оседлыми народами Центральной Азии. Характеристика и оценка многолинейных исторических и этнокультурных процессов, вводящих жизнь региона в актуальную современность, потребовали разработки различных методологических и методических положений, составивших, в конечном итоге, основное содержание работы. Автор приходит к выводу о необходимости резкого повышения профессионализма исследований, без чего становится уже ненадежным выявление исторических, этнокультурных и социо-антропологических реалий, организующих объективные генетические линии социокультурного и политико-экономического прогресса местных популяций.
Для студентов-историков, востоковедов, синологов, а также для всех, кто интересуется проблемами, связанными с формированием культуры Востока.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...........................................4
Часть I. ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАННЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Глава 1. ОБЗОР ПРЕДЫСТОРИИ ....................... 32
Глава 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВА................ 36
Глава 3. О ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛУБИНЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ ......49
Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ДУХОВНО-МЕНТАЛЬНОГО И ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА У ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ В БАССЕЙНЕ ХУАНХЭ............ 54
§ 1. Становление и тенденции развития китайского этноса .... 54
§ 2. Становление древнекитайской государственности........65
Глава 5. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ..... 74
Часть II. ФОРМИРОВАНИЕ СТАБИЛЬНЫХ ОСНОВ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ.............. 82
Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ...............94
§ 1. От жречества к философии .........................94
§ 2. «Девять дэ» в концепции государственного управления Гао Яо.......98
§ 3. «Сыновья и внуки будут вечно пользоваться...» ......... 109
§ 4. Шицзин и начала китайской идеологии............... ИЗ
§ 5. Значение «Даодэцзин» (первый параграф) для древнекитайской теории познания....... 117
§ 6. «Дао грабителей» у Чжуан-цзы...................... 123
Глава 3. СВОЕОБРАЗИЕ, САМОБЫТНОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ......... 128
§ 1. Этнокультурные константы китайской философии ...... 128
§ 2. Древнекитайское общественное сознание как основа религиозного и философского мировоззрения....... 132
Часть III. ДРЕВНЕКИТАЙСКОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ОТРАСЛИ
Глава 1. КЕРАМИКА КИТАЙСКОГО НЕОЛИТА .......... 138
§ 1. Технический аспект.............................. 138
§ 2. Неолитические прообразы шан-иньской ритуальной посуды........ 150
Глава 2. ОБРАБОТКА КАМНЯ......................... 155
Глава 3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РИТУАЛОВ..... 159
§ 1. Об иньских и чжоуских бронзовых ритуальных котлах. Некоторые проблемы технологии... 159
§ 2. Разновидности бронзовой ритуальной посуды шан-чжоуской эпохи....... 166
Заключение
Человек как мера вещей. Трактат «Каогунцзи»............. 175
Часть IV. СУХОПУТНЫЕ АЗИАТСКИЕ И ЕВРАЗИЙСКИЕ ДРЕВНИЕ КОНТАКТЫ КИТАЯ
Введение............................................ 180
Глава 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ЕВРАЗИЙСКИХ КОНТАКТОВ КИТАЯ.
К доистории глобализации....................... 185
Глава 2. НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ДРЕВНИХ КУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТАХ КИТАЯ С ВНУТРЕННИМИ РАЙОНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО МАТЕРИКА.................. 197
Глава 3. МЕСТО СИНЬЦЗЯНСКИХ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ КОЛЕСНИЦ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА...................209
Глава 4. ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ..........................230
§ 1. К вопросу об «организации» Шелкового пути ..........230
§ 2. Шелковый путь и кочевники. Некоторые вопросы средневековой этногеографии Центральной Азии.....236
Глава 5. ЭТАПЫ СЛОЖЕНИЯ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ.................248
§ 1. По поводу трактовки Н.Я. Бичуриным некоторых этнографических наблюдений Сыма Цяня.............248
§ 2. Доисторические истоки тохарской проблемы...........265
Глава 6. ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ....................284
§ 1. Китайские зеркала в Сибири.......................284
§ 2. О приемах художественного оформления серебряных изделий в эпоху Тан. К вопросу о типологии танского серебра.......................297
§ 3. Тюркский всадник из Копенского чаатаса.............303
Глава 7. ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АРАБСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ........... 310
§ 1. Путь саманидского посольства из Бухары в «столицу» Китая. «Первая записка Абу-Дулафа», середина X в............... 310
§ 2. Этноисторические наблюдения Ибн-Фадлана (922 г.). «Носорог» у Ибн-Фадлана....... 317
§ 3. О переправе каравана в тексте записки Ахмеда ибн-Фадлана (922 г.) ..... 325
Глава 8. ЭПОС И НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ РАСПОЗНАВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ЭТНОЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.........329
Послесловие..........................................334
Приложение..........................................336
Экскурс 1. Археологический феномен афанасьевской культуры ................. 336
Экскурс 2. Расселение ранних культур эпохи бронзы......... 342
Экскурс 3. О последовательности формирования и периодизации андроновской культурной общности.....351
Экскурс 4. Скифо-сибирский мир. О начальных разновидностях глиняной посуды скифо-сакского населения..................359
Previous post Next post
Up