К 75-летию японской атаки на Перл-Харбор

Dec 07, 2016 13:22

В 7.49 утра 7 декабря 1941 г. в радиоэфире над Гавайскими островами прозвучал сигнал к атаке ударных самолетов палубной авиации ВМФ Японии. Сигнал был отбит ключом азбукой Морзе с бомбардировщика B5N("Кейт") Мицуо Футиды, именно он должен был дирижировать "оркестром" из торпедоносцев, пикирующих бомбардировщиков и истребителей, атакующих американские корабли в Жемчужной Гавани. Традиционно японский удар по флоту США описывается в восторженных выражениях об идеально спланированной и блистательно проведенной операции. Однако спустя 75 лет можно уже отойти от стереотипов и повнимательнее посмотреть на происходившие события.

Главной целью атаки японцев на Перл-Харбор, безусловно, являлись линейные корабли США. Причин тому было несколько. Во-первых, у японского флота имелся позитивный опыт русско-японской войны, когда противник оказался разгромлен в решающем сражении на море. Соответственно японская стратегия ориентировалась на повторение этого успеха. Превосходство противника в штуках линкоров предполагалось парировать разными методами, атаками мини-субмарин перед сражением в частности. Очевидными ходом в этой игре был сокрушающий удар по военно-морской базе США на Гавайских островах. Во-вторых, японцы предполагали, что мощный удар по американскому флоту на какое-то время (хотя бы полгода) развяжет им руки в наступательных действиях на Тихом океане и позволит без помех захватить нужные ресурсы и перейти к стратегической обороне. В-третьих, учитывался незабвенный "моральный фактор", избиение больших горшков должно было нанести большой удар по общественному мнению и настроениям командования флота США.

Давайте посмотрим на японский план атаки на Перл-Харбор с точки зрения именно этой задачи, выбивание линкоров. Как известно, японцы атаковали двумя волнами. Объяснялось это техническими причинами: невозможно было одновременно собрать на палубах авианосцев сразу все наличные самолеты и поднять их в воздух. Палуба не резиновая. Сначала ее забивали первой волной, поднимали ее, а потом точно также заполняли самолетами второй волны и выпускали следом. Разница между волнами примерно час.

Наиболее эффективным средством борьбы с линкорами были торпеды. Именно они могли нанести несовместимые с восстановлением разрушения. Также корабли на стоянке в гавани были, как бы парадоксально это не звучало, более уязвимы для атаки торпедами. Обычно на стоянке открыты внутренние двери между отсеками.


Торпеда на подвеске палубного B5N "Кейт".

Как же были распределены самолеты-торпедоносцы? Из 40 "Кейтов" с торпедами в первой волне атаки, 24 самолета нацеливались на линкоры, а 16 на... авианосцы. Заметим, что даже теоретически под японский удар могло попасть в Перл-Харборе максимум два авианосца. Авианосцы были к тому же куда уязвимее для торпед и на поражение одного корабля требовалось меньше торпед, чем на линкор. Тем не менее, японцы по плану выделили 40% ценных торпедоносцев с тренированными экипажами на призрачную цель. Оставив на 7-8 американских линкоров, которые можно было в день атаки застать в Перл-Харборе, 24 торпедоносца. Что, мягко говоря, не гарантировало их уничтожения. Даже с учетом того, что "линкорный ряд" был частично "двухслойным" и поразить торпедами можно было линкоры во внешнем ряду.

На карте это все выглядело вот так:


"Линкорный ряд" это стоянки F3 и F5-F8 у острова Форд, на F5 утром 7 декабря стоял танкер. Авианосцы могли стоять на F10-F13.

Нельзя не подчеркнуть, что у японцев в целом хорошо была поставлена разведывательная работа в Перл-Харборе. За гаванью наблюдали в мега-трубу, вот такую:


Подзорная труба японского разведчика, ставшая трофеем американцев.

Причем наблюдал не абы кто, а бывший офицер военно-морского флота Японии, списанный с кораблей по болезни. Эти наблюдения не только дали японцам информацию о стоянках кораблей, но и убедили в отсутствии в Перл-Харборе противоторпедных сетей. Причем самая свежая информация о текущем положении в гавани поступила за сутки до атаки. Наблюдатель не зафиксировал ни сетей, ни авианосцев. Однако это не заставило поменять наряд сил торпедоносцев.


Экипажи самолетов-торпедоносцев с авианосца "Кага".

Незадолго до атаки доразведку гавани провели японские гидросамолеты-разведчики с крейсеров. Само по себе это было рискованное предприятие, грозившее срывом внезапности атаки. Разведка показала, что нет не сетей, ни авианосцев. Что сделало японское командование? Угадали - на свежие данные разведки забили болт.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Японские самолеты того периода имели крайне убогие рации. Сигнал к атаке был дан радистом самолета Футиды ключом. Переговоры голосом были практически исключены.


Мицуо Футида
Соответственно для перенацеливания самолетов нужен был заранее подготовленный запасной план, с четким распределением торпедоносцев на новые цели, разумеется, из "линкорного ряда". Короткий приказ, который можно отбить ключом. Но такового запасного плана у японцев фактически не было.

Проблема, собственно была в том, что стоянки авианосцев и линкоров находились по разные стороны острова Форд в центре гавани Перл-Харбора (см. также карту выше). Атаку авианосцев нужно было осуществлять с севера, примерно вот с такого ракурса:


Но здесь стоянки американских авианосцев утром 7 декабря были пусты. "Линкорный ряд" - на другой стороне острова. 16 самолетов-торпедоносцев первой волны заходили с севера и нуждались в дополнительном маневрировании для атаки на линкоры. Как нетрудно догадаться, большинство экипажей такой фигней не заморачивались, а атаковали цели к северу от острова. По существу они сами себе искали цели и этот поиск оказался весьма хаотичным. Соответственно жесточайшему избиению подвергся переделанный в корабль-цель старый линкор "Юта".


Иногда пишут, что его атаковали, приняв за авианосец, но "Юта" мало походит на авианосец. Явно имела место ошибка с идентификацией его как линкора. Расход торпед на него был бесполезной тратой боезапаса.

Линкорный ряд утром 7 декабря 1941 г. выглядел вот так:


Крайний слева "Невада", далее "Аризона", потом пара "Тенесси" с "Вест Вирджинией"(снаружи), далее снова парой "Мерилэнд" с "Оклахомой". "Калифорния" дальше справа, кормой к наблюдателю. "Пенсильвания" была в доке.
Японские торпедоносцы заходили примерно с верхнего левого угла снимка на корабли на переднем плане. В главную цель удара по Перл-Харбору, линкоры, удалось всадить всего 11 торпед: одну в "Неваду", четыре в "Оклахому", четыре в "Вест Вирджинию" и две в "Калифорнию". В итоге всего 11 торпед из 40 попали в основные цели! Неудивительно, что уничтожить из этой компании японцам удалось только "Оклахому". Этот линкор был поднят, но не восстанавливался.



Перевернувшаяся "Оклахома", на заднем плане "Мэриленд".

Одной из причин не впечатляющей эффективности японских торпедоносцев было то, что первая атака пришлась на аэродром и взрывы на летном поле неизбежно подняли тревогу на линкорах. Хотя в целом флот на стоянке находился в расслабленном состоянии, торпедоносцы были встречены огнем зениток. Это, безусловно, ухудшило условия атаки. При этом у японцев имелись средства подавления ПВО линкоров. Это были истребители "Зеро". Но вместо концентрации их сил на главной цели удара, они были распылены для занятия всякой фигней. В частности, 12 машин были брошены для атаки базы летающих лодок. Они были законной целью, но куда менее приоритетной.



Горящая "Каталина".

Вместо избиения "Каталин" куда разумнее было задействовать "Зеро" в обстреле линкорного ряда перед атакой торпедоносцев. Это, по крайней мере, уменьшило бы количество стреляющих по торпедоносцам стволов. Всевозможные атаки автомобилей это вообще за гранью добра и зла, какое-то дурацкое хулиганство.


Изрешеченный японской атакой автомобиль.

Помимо торпедоносцев в первой волне имелось 50 "Кейтов" с 800-кг бронебойными бомбами, переделанными из 40-см снарядов морских орудий.


B5N с бронебойной бомбой на подвеске.

Почему их было так много? Потому что попадания бомбами с горизонтального полета это непростая задача. Но другими способами поразить линкоры во внутреннем ряду на стоянке не было. В случае применения сетей другие варианты просто исключались. Следует признать, что бомбардировщики с бронебойными бомбами отработали хорошо. К слову сказать, в одном из них был Футида. Главным результатом их атаки стал взрыв погребов на "Аризоне" (на снимке справа, весь в дыму).



На борту "Аризоны" погибло более тысячи американских моряков. Линкор восстановлению не подлежал. В другие линкоры тоже были попадания бронебойных бомб, но без столь фатальных последствий. Примером здесь может служить "Теннесси", которому бомбы попали в башни, но одна сдетонировала на стволе, а вторая не взорвалась. См. с картинками тут.

Вообще массовые неразрывы бронебойных бомб стали серьезной проблемой, ограничившей результаты атаки, имело место несрабатывание взрывателей.


Американский матрос с опаской смотрит на неразорвавшуюся японскую бомбу на "Вест Вирджинии". Впрочем, взрыватели из бомбы уже выкручены, оба.

Во втором эшелоне главную силу составляли пикирующие бомбардировщики D3А "Вэл", вооруженные 250-кг бомбами.


Для линкоров 250-кг бомбы были как слону дробина. Выведение из строя "Невады" оказалось сугубо временным делом, да и эффект был достигнут лишь ввиду конструктивных недостатков линкора. Запереть гавань утопшей "Невадой", как иногда оправдывают ее атаку, было нереально. По существу "Вэлы" лишь несколько сгладили явную неудачу торпедоносцев первой волны, добавив еще один формально потопленный линкор. При более продуманном плане атаки "Невада" бы уже лежала на дне. Разумной целью для "Вэлов" могли стать крейсера, но они ими не стали. Фактически "Вэлы" нацеливались на... авианосцы. Ими предполагалось долбить тушки авианосцев, перевернувшихся после атаки первой волны, или же добивать авианосцы в случае неудачи атаки торпедами.

Вообще план японской атаки Перл-Харбора в целом попахивает авантюрой. Как известно, первые выстрелы войны произвел эсминец "Уорд" по рубке японской мини-субмарины. Произошло это между 6.30 и 7.00 утра. Напомню, что в 6.30 утра первая волна самолетов только поднималась с авианосцев, а лететь им предстояло примерно 250 миль.


Эсминец "Уорд", с которого прозвучали первые выстрелы войны на Тихом океане.

По существу, японская атака могла закончится катастрофой. Причем посылка истребителей штурмовать "Каталины" могла аукнуться куда страшнее, оставлением без прикрытия 24 торпедоносцев, атакующих "линкорный ряд". Ради чего был этот риск? Ради призрачной возможности проникнуть в гавань и атаковать линкоры торпедами с мини-субмарин. Реально все пять мини-субмарин были потеряны, не поразив ни одной цели.


Вытащенная на берег японская сверхмалая подлодка.



Выловленный из гавани Перл-Харбора "Кейт".

Подводя итоги вышесказанному можно констатировать следующее. Несмотря на весьма благоприятные условия атаки у японцев был негибкий план с серьезными недочетами (особенно удивительными ввиду массы времени на планирование и подготовку), который оказался весьма посредственно реализован. Даже вполне реалистичная цель выбивания навсегда большей части "линкорного ряда" достигнута не была. Подранки Перл-Харбора были восстановлены и участвовали в сражениях второй половины войны.

флот, 1941, война

Previous post Next post
Up