Если исходить из того, что переживания рождаются на границе контакта со средой, то встает закономерный вопрос: могу ли я сам вызвать в себе какие-либо переживания, или я только могу обнаружить уже существующие?
Даже, если говорить о некотором расщеплении, где одна часть что-то делает с другой (стыдит, пугает), можно ли говорить здесь о каких-то
(
Read more... )
Вообще да, интересно. Но вот граница-контакт - это странное образование все же. Я же могу вступать в контакт с собой, своими частями. Например, со своим голодом, так? Голод - стопроцентно внутреннее чувство, обозначающее потребность. С одной стороны, потребность - это уже указание на контакт с внешней средой. С другой, этого контакта-то и нет, есть контакт с самой потребностью, которая имеет внутреннюю природу.
Для меня до сих пор не понятны многие тонкости в вопросах границы-контакт.
Я отвлекся. Можно еще подумаю вслух? Очень тема интересная.
По идее, всегда когда я испытываю эмоцию, чувство или телесное ощущение, я лишь фиксирую в сознании их наличие. Но я могу сосредоточиться на чем-то, что вызывает эти ощущения. Мне кажется, это не непосредственное вызывание, а именно опосредованное. Например, вызываю в памяти события, которые содержат нужные мне эмоции и переживаю их.
Даже с точки зрения нейрофизиологии воспоминания - это примерно то же самое, что восприятие. То есть, для мозга разница между воспоминанием и восприятием только в интенсивности.
Так. Я потерялся и не знаю куда думать дальше)
Reply
По поводу воспоминаний: я думаю, что эмоции связанные с воспоминаниями, они же вполне возможно родились на границе контакта и просто не были израсходованы, т.е. когда я что-то вспоминаю, я не создаю переживание, а просто его нахожу в организме.
Reply
Ну например, я подвергся нападению. И когда вспоминаю об этом - злюсь и пугаюсь. Но прожив эти состояния, я начинаю, например, усмехаться или грустить. Воспоминание одно, эмоции - разные.
Потом ко мне приходят и говорят "а помнишь, ты делал то и то месяц назад?". Я вспоминаю, правда делал. Но эмоционального следа за этими воспоминаниями почти нет. Почти - потому что я не верю что полное равнодушие сильно распространено. Почти всегда есть некая эмоциональная рекация, просто слабая. Ну и более сильный эмоциональный отклик в этом случае может вызвать сам факт того, что я это вспоминаю. Например, я могу удивиться и заинтересоваться "нафига я это вспоминаю? Почему этот человек обращает мое внимание на это?"
Мне кажется, нахождение эмоций, скрытых за воспоминанием характерно только для незакрытых гештальтов. Но закрытые тоже могут быть содержанием воспоминания.
Reply
Reply
Но в общем, да. Я просто к тому, что эмоциональная рекация по отношению к воспоминаниям это не всегда нахождение старой эмоции. Я бы даже сказал, часто это производство новой. Если не всегда.
Например, согласно недавним открытиям, долговременная память работает не в режиме пассивного чтения, а в режиме перезаписи. То есть, мы вспоминаем, содержимое воспоминаний попадает в память и ПЕРЕЗАПИСЫВАЕТСЯ. Это доказывают очень просто: блокируют выработку определенных белков в нейронах и это влечет к забыванию только что вспомненного содержимого, которое уже было прочно укоренено в долговременной памяти. То есть, каждое воспоминание изменяет свое содержимое. Каждый раз мы вспоминаем что-то другое. Это хорошо объясняет феномен ложных воспоминаний, а также классно ложится на всякие техники работы с горем и прочие психо-монодрамы, где просят изобразить тот конец, который клиент хочет.
Если это новая информация, могу посоветовать обратиться к трудам Константина Анохина. Есть много видео-аудио материалов, где он популярно рассказывает о своих исследованиях. Очень интересно, рекомендую.
Это я отвлекся опять. Раз содержимое памяти при воспроизведении перезаписывается, стало быть, эмоции, переживаемые в отношении вспоминаемого содержимого не старые, а новые. То есть, они не относятся к прошлому. Они относятся к переживанию прошлого сейчас.
Reply
Leave a comment