Есть два чувства, которое непосредственно связаны друг с другом: одиночество и стыд, при чем первое является следствием второго. Одиночество - это неспособность или невозможность что-то разделить с другими. Слово "разделить" здесь имеет два значения: показать, вынести наружу и поделиться - отдать часть, обменяться.
Как же происходит формирование одиночества?
Если упрощать этот механизм, то он может выглядеть примерно следующим образом: ребенка стыдят за какое-то его проявление, в лучшем случае за поступок, в худшем за желание, мысли. Другими словами, родители или значимые взрослые не могут перенести, принять что-то и осуждают за это ребенка (другими словами, передают ответственность за свои сложности ребенку). Сам ребенок зависит от этих самых взрослых и, чтобы оставаться с ними, учится прятать какие-то свои "плохие" части (часто, даже от самого себя), сам учится их отвергать в себе и осуждать других за подобные проявления.
Понятное дело, что эти части никуда не деваются, они никуда не исчезают, они просто остаются хорошо спрятанными на дне души. Даже если этот выросший ребенок и предположит, что у него что-то подобное есть, то никакого желания показать, да и самому обнаружить все это хозяйство, нет и не будет: "такого меня никто и никогда не примет", "быть таким невыносимо стыдно".
Проблема состоит в том, что в подобной ситуации невозможно быть целостным, всегда будет присутствовать страх (отвержения, осуждения) и обман (сокрытие): "если бы вы знали какой я на самом деле, то даже близко ко мне не подошли бы" или "я сам не знаю, какой я". Это и есть путь одиночества: "я не могу быть искренним ни с кем, я не могу довериться людям, разделить с ними какие-то свои переживания, желания, мысли и т.д., т.к. меня за них осудят, не поймут".
Мне кажется, самый простой выход из одиночества это обнаружение похожести. Похожесть также снижает стыд: если я обнаруживаю, что я не один такой, с такими желаниями, мыслями, порывами, и что, в принципе, такие желания нормальны, то появляется возможность про эти желания говорить, и их разделять. Здесь, конечно, есть другая опасность - спроецировать свое желание на другого и не признать его наличие у себя, но это уже совсем другая история.
Я думаю, что работу с одиночеством можно условно разделить на несколько этапов:
1. Обнаружение отвергнутых частей
2. Признание их наличия
3. Работа по принятию
4. Интеграция и восстановление возможности контактирования
Конечно, все эти этапы требуют время и могут оказаться не такими простыми, как это может показаться на первый взгляд. Однако, я думаю, работа стоит свеч.
В дополнение:
Шизоидное одиночество проявляется в мечтах (о встрече), в размышлениях. Оно скорее приносит удовольствие, т.к. дает возможность интегрироваться, отойти от других.
Невротическое одиночество - это брошенность.
Нарциссическое - невозможность быть принятым из-за стыда.
http://www.b17.ru/article/22551/?prt=50046