Jun 07, 2016 13:07
Я работаю в офисе всю свою сознательную жизнь, целых полтора десятка лет, - начал с работы в офисе таможни, продолжил в офисе строительной компании.
При этом мне знакома работа "на себя" с понятием "свой бизнес". Не будет откровением сказать, что собственное дело - тот еще геморрой и нагрузка.
Но пост про работу в офисе, про ее плюсы и минусы и что сейчас происходит с офисным планктоном.
Два года назад офисная деятельность была достаточно почетна - все же "мозгами работаем, а не улицы метем". И график понятен, и нагрузка распределена тем или иным образом. Так какие плюсы имеет офисная работа?
Они примерно следующие:
* Четкий ежедневный график с... и до ... Это большой плюс, так как человеческая психика лучше всего работает в режиме предсказуемости и планирования. Режим "аврала" доступен ей на короткое время, потом наступает перегрузка, заканчивающаяся депрессией.
* Четкая зарплата. Это также плюс, ибо позволяет планировать расходы, оптимизировать их и не бояться будущих трат.
* Постоянный коллектив. В смысле - сидят в оупен-спейсе 25 человек и постепенно становится комфортно именно от такого количества окружающих. Всегда знаешь, кто где и чем занимается и к кому когда и зачем обратиться. Причина - та же стабильность и желание видеть мир неизменным.
* Чаще всего границы своей компетентности и рабочих обязанностей ограничены и "устаканены", что также плюс. Знаешь с какого момента надо начинать работать и каким моментом заканчивать. И чем "прикрыть попу" в случае косяка. Стабильность и порядок же.
* В многочисленном офисе нередко заводятся личностные отношения - от друзей до любимых и супругов. Несомненный плюс, поскольку в современном мире у человека крайне мало свободного времени на поиск партнера/друга/супруга. А то время, что свободно, чаще всего тратится нерационально. В таком случае, наличие в течение 8 часов вокруг других сотрудников, очень способствует и экономии времени на поиск знакомств, и на больший шанс удачного знакомства.
В целом можно констатировать, что офисная работа хороша тем, что дает эту пресловутую стабильность и равномерность, что благотворно действует на внутренний психический порядок. Да, сотруднику может стать скучновато годами делать одну и ту же работу, но мы сейчас говорим об офисной работе в принципе. Если уж стало скучно - можно перейти в другое подразделение и набрать новизны там и просто сменить один офис на другой.
Минусы:
* Производимая деятельность и ее плоды мало отражаются на получаемой зарплате. Офисный бомонд работает как некий механизм, при этом усилия какого-то отдельного узла/винтика видны плохо. Руководством компании принимается формула "работа идет, компания в прибыли, зарплата платится - и не надо ничего менять, чтобы не было потрясений и сбоев механизма".
* Отсутствие свободы передвижений. Речь о том, что не-офисные сотрудники имеют возможность уйти пораньше/прийти попозже/отпроситься в течение дня. Потому что руководство, которое считает одной из своих целей контролировать трудовую дисциплину (и не безосновательно, между прочим), чаще всего находится именно в офисе.
* Офисная стабильность, указанная выше, располагает к некоему расслаблению психики, привыканию. Сотрудник начинает побаиваться изменений, опасаться увольнения, сама мысль о том, что налаженный островок стабильности может вдруг рухнуть, начинает пугать. Это мешает мыслить свободно, искать новую работу и возможности.
* В случае, если знакомство или контакт с другим сотрудником оказался неудачным или даже негативным - нелегко работать бок о бок с таким коллегой дальше. Часто этот факт ведет к вынужденной смене любимой работы или депрессии.
С примерно 2014 года - началом системного кризиса в России, офисная работа приобрела некоторые новые черты и особенности.
До этого момента работодатель не слишком обращал внимания на отдельно взятого сотрудника - механизм он и есть механизм - вытащи одну гайку, поставь другую и механизм работает по-прежнему. Но с началом экономических трудностей, произошло следующее - некоторую часть "офисников" сократили как часть плана по оптимизации затрат. А оставшаяся часть сотрудников стала более ценной! Это видно по тому, что работодатель стал понимать - новых проектов нет или мало, выбивать заказы и новые возможности все труднее, и как только появляется какой-то новый проект, его стараются отработать максимально быстро и эффективно. Тучные времена закончились, теперь рулить начала госпожа Эффективность. А наибольшая эффективность достигается, во-первых, наиболее компетентными и лояльными сотрудниками (как раз они и остались в офисе после серии сокращений); во-вторых, если быть невнимательным к таким особо нужным специалистам, то в офисе останутся как раз не они (специалисты найдут себе работу всегда), а кому повезет/не повезет, т.е. случайные сотрудники. Среди них могут быть компетентные, а могут и не быть.
И руководство коммерческих компаний это стало понимать. Стала даже появляться практика, что самых толковых специалистов не увольняют даже когда работы нет вообще и совсем! Их выгоднее содержать с любой недозагрузкой (вплоть до 100%) потому, что если завтра появится наконец-то проект или возможность, эти спецы начнут свою бурную и компетентную деятельность в следующую минуту. И им не потребуется время на раскачку, на обучение, на ознакомление с условиями и пр. Да и расширение штата они проведут мгновенно и профессионально, грамотно подбирая и обучая новых сотрудников.
Другими словами, работодатель оценивает, что новый проект будет готов выйти на полные обороты (при наличии спецов) в кратчайший срок, а если пожадничать и сократить максимум, то для "раскачки" и подготовки при отсутствии специалистов, потребуется немалое время. А в кризис скорость, оперативность и эффективность решают все.
Вот и получается, что "офисный планктон" в целом можно разделить на 2 категории - специалисты и "так себе" сотрудники. Вторым в кризис стало явно сложнее - их увольняют в рамках сокращений расходов и не берут на новые работы в тех же рамках. А специалистам стало вольготнее - их берегут как стратегический резерв, делают послабления и платят зарплату даже при отсутствии работы и прибылей. Дешевле не экономить на качественном инструменте, ибо когда он нужен, его не заменят три дешевых...
кризис,
зарплата,
работа,
офис