Правильные и неправильные остановки общественного транспорта

Nov 13, 2012 21:37

Я в последнее время все о глобальном да о концептуальном. Давайте поговорим о более приземленных, но не менее важных вещах - остановках общественного транспорта. Не секрет, что на многих из них неуютно и неудобно находиться.
Последнее время город вкладывает какие-то деньги в модернизацию остановок. Не знаю, много ли, так как бюджет города с полпинка не осилил (по-моему, там специально все так неструктурированно, чтобы сложнее было въехать в тему и спросить с представителей власти :)). Но давайте посмотрим на результат. Вот современная остановка троллейбуса и автобуса в Краснодаре по состоянию на 2012 г.



Красиво? Нуууу.... Не откровенно убого, и на том спасибо. Хотя я б не сказал, что такая остановка является украшением нашего города.
Старые остановки вообще местами выглядят вот так:



И это, кстати, действующая остановка. Ее пока не заменили новой. А может и не заменят, так как пассажиропоток через нее небольшой - завод-то «Нефтемашремонт» не может похвастаться превосходным состоянием дел и увеличением численности персонала. А плотность жилой застройки в этом районе небольшая.

Но давайте рассмотрим не обветшалость остановок, а их функциональность и удобство для пассажиров. Что мы имеем?

Взглянем на фотографии новой остановки. Очевидно, что главным бенефициаром данной остановки является рекламодатель. Пассажир - лицо в данном месте не обязательное. Сколько новых рекламных площадей введено за счет строительства остановок? Немало. И это все пространство заполнил информационный шум и визуальный мусор, который заталкивают нам в черепушку. Вот глубокоуважаемый pomidorrov написал про несоблюдение ГОСТов в регионе и засилье рекламы (уже не первый пост, кстати). Не менее уважаемый miroslavv тоже отметился постом о правильной городской рекламе и социально ответственном бизнесе.
Наверняка скептики скажут, что требуется какая-то самоокупаемость (а еще лучше - рентабельность) остановок - ведь бюджет не резиновый! Хорошо, а почему на мои деньги (с моих налогов) в ущерб моему удобству и комфорту должны сооружаться рекламные пространства для засорения моего мозга? И почему тогда не пойти дальше и не перевести все муниципальные объекты на рельсы самоокупаемости (мусорные баки, памятники, фонтаны, парки, дороги)? Тогда можно все налоги отменить - хоть какая-то польза... Кстати, разве где-то законодательно закреплено, что муниципальные власти должны получать прибыль? Не уверен - они ж не коммерческие организации...
Вариант сооружения социальной инфраструктуры на деньги бизнеса с брендированием, казалось бы, может решить проблему. Вот miroslavv в посте, который вы можете найти по ссылке выше, говорит о том, что брендированные детские площадки и остановки - это хорошо. Я так не считаю.
Я могу принять возникновение таких объектов как единичных, уникальных в пределах агломерации, объектов - архитектура малых форм, так сказать. То есть, чтобы сооружаемый объект был прекрасен, уникален и становился точкой притяжения конкретного района, гармонично вписываясь в окружающую среду. При этом жители этого района должны быть опрошены на предмет того, хотят ли они сооружения у себя такого объекта, и если хотят, то какой именно из предлагаемых проектов они предпочитают (пункт «против всех» тоже должен быть, кстати!). Причем, такой опрос не должен проводиться путем сбора в здании администрации нескольких активных давно известных отдельных бабушек, проживающих в точке интереса, а только путем организации нормального исследования общественного мнения. С хождением вечером (!) по домам и прочими атрибутами нормальной организации работ для получения репрезентативной выборки. Но это же подразумевает работу, лишние проблемы. Проще двигаться по проторенным тропинкам.
А что такое брендирование детских площадок и остановок сейчас? Пример, который я утянул у Мирослава, представлен ниже на фото.



Хорошо? Это с какой стороны посмотреть. Если площадки не было вообще, был пустырь, то жители довольны. И не думают, что их дети, итак подверженные программированию через телевизионные каналы, впитывают на подсознательном уровне дополнительную порцию штампов. В данном случае, что конкретный вид сока - вернее, даже бренд - это хорошо. Почему такой посыл засядет глубоко в голове ребенка? Так ведь ему так весело и приятно на этой площадке, а яркие визуальные образы, подкрепленные положительной обратной связью, - это мощный инструмент запоминания! Вы хотите воспитать в своем ребенке свободную личность, или набор штампов, подготовленный командой маркетологов, а?
Кроме того, что интересного, дизайнерского и выдающегося в данной спортивной площадке? К ней хочется приехать через полгорода и побыть там с ребенком? Или сфотографироваться с друзьями? Или отправить фотку своему товарищу в Англию со словами «смотри, какая у нас тут прикольная штука, приезжай»? Нет. Это с высокой долей вероятности не уникальный объект, в нем нет притягательности.
Тогда главный вопрос. Зачем нам такое создание социальной инфраструктуры, которое является прикрытием дыр, оправдывающим неэффективность государственного управления за счет бизнеса? Это может быть только переходной мерой, когда назрел социальный запрос на изменения, государственное управление готово (и уже начало) меняться, а в силу инерционности государственной машины реальное воплощение запаздывает. Такая ситуация чревата нестабильностью и в данном случае лучше будет плохой мир вместо большой заварушки. У вас есть уверенность, что сейчас такая ситуация? Я лично сомневаюсь.

Но вернемся к остановкам. Они сейчас выглядят так:



И вот так:



Особенно показателен последний кадр. Он хоть и хуже по качеству, но посмотрите, пожалуйста. Вот недостатки, которые видно даже по фотографии:
1. Весь периметр остановки закрыт рекламой.
2. В пассажирской зоне стоит большая доска объявлений.
3. Конструкция массивна. Функциональность при этом не очевидна.
4. За счет заклеенных рекламой стен усиливается массивность итак не воздушной конструкции.
5. Название остановки крупными буквами вынесено на передний фронтон. Видимо, для того, чтобы проезжающие мимо могли видеть. При этом пассажиры, находящиеся на остановке или подходящие к ней эту надпись не видят. Им не надо?
6. Информация о маршрутах, расписании, названии остановки где? Правильно, в стороне от остановки (метрах в двух) высоко-высоко на столбе и мелким шрифтом. Зато в том месте, где эта информация обязана быть - в широкой стенке павильона - мы видим рекламу компьютерной томографии. Как смотреть расписание в темноте, под дождем или если ты пенсионер и зрение уже не молодецкое?
7. Мусорный бак далеко - не менее пары метров в другую сторону. Чтоб мусор не раскидывали так уж сильно местный обслуживающий персонал даже поставил дополнительное ведро под столб с расписанием. Надо ж как-то исправлять проблемные участки.

Остановка по ул.Садовая (фото чуть выше) имеет, по сути, те же проблемы. Только добавляется убитый асфальт с пеньком под остановкой. Ходить тут не очень удобно. Особенно девушкам на каблуках. А у нас, как известно, - самые симпатичные девушки! И многие не щадя здоровья прыгают по ухабам на шпильках...
Особенностью остановки на ул.Садовая является то, что она многосекционная. Представляет из себя две такие остановки, как на фото, разделенных ларьком, выполненным в том же стиле, и торгующим то ли сигаретами, то ли прессой, то ли всем вместе... К сожалению, я не успел заснять остановочный комплекс целиком. Он достаточно оживленный в любое время, не только в час пик. И во время съемки на нем было немало пассажиров, но почему-то никто не хотел находиться в этой части. Почему? Во-первых, конечно, асфальт. Во-вторых, из этой части остановочного комплекса за ларьком вообще не видно, какой транспорт подъезжает. Учитывая, что водитель автобуса или троллейбуса может и не остановиться прямо напротив твоего сегмента остановки, то его легко и пропустить.
Такая дробленая конструкция больших по загруженности остановочных пунктов, не учитывающая удобство пассажира, - достаточно традиционное решение для Краснодара. Вот фотография остановки ул.Одесская (универмаг «Краснодар»).



Вдалеке, между маршруткой и большим элементом с рекламой мобильного оператора, видна часть второго остановочного павильона (его фото размещено в самом начале моего поста). Все пространство для пассажиров щедро перегорожено рекламными носителями.

Если же рассматривать односекционные остановки, то все не лучше:
1. Остановка ул.Офицерская (расписание на столбе метрах в 5-7 от остановки):



2. Остановка ул.Гаврилова (см.количество рекламных досок и обратите внимание на дорожную разметку):



Как должно быть?
Ну, вот примерно вот так для начала:



Я не художник - сильно не бейте. Суть, я надеюсь, достаточно наглядно показал.
Начать бы с простого, а там, глядишь, и до чего-нибудь такого доживем:





Кстати, если у вас рядом с домом или где-то еще, где вы часто бываете, есть образцы "заботы" о пассажирах, подобные описанным мной, - присылайте, пожалуйста, фотографии. Будем устраивать из них музей дурацких решений администрации. Ну и будем их показывать на круглых столах и встречах с администрацией, которые планируются.

остановочные павильоны, Краснодар, общественный транспорт, транспорт, урбанистика

Previous post Next post
Up