Вера и надежда техногенной цивилизации

Sep 14, 2012 12:28



Освоение космического пространства всегда привлекало любителей кинофантастики. Что вообще делать нашей цивилизации в космосе? Какие задачи там решают люди? В западном кинематографе основополагающими представителями «космического» жанра являются «2001: Космическая Одиссея» Кубрика и «Чужой» Ридли Скотта.
        Если в нашей современной реальности гипотетический полет на дальние расстояния (например, на Марс) могут осуществлять лишь как минимум две или более сверхдержав, скооперировавшись вместе (т.к. это нереально дорого), то в фильме Кубрика мы как раз и видим, как в космосе представлены соперничающие страны и даже некий прообраз МКС.
        В «Солярисе» Андрей Тарковский дал достойный ответ Кубрику и Голливуду того времени, вынеся на первый план множество философских размышлений о ценности жизни человека, о ценности человечности в его жизни, о том что все научные открытия меркнут в сравнении с простыми истинами человеческой природы. Надо только взглянуть на нее бескорыстно, не примешивая коммерцию и выгоду.
        В «Чужом» и «Прометее» мы видим другую ситуацию. Это поистине западный взгляд на развитие человечества. Судите сами: бизнесмен Питер Вейланд - глава (только вдумайтесь!) самой большой и богатейшей компании на планете, The Weyland Industries. И при этом заслуженно! Блеснув в молодости своим недюжинным инженерным талантом и запатентовав десяток перспективных разработок в различных областях (от биоинженерии до робототехники), он стал широко известен благодаря разработке метода генерации искусственной атмосферы над полярными ледниками. Это Стив Джобс в кубе! Он по-настоящему изменил мир. В течение последующего десятилетия его компания запустила проект по промышленному освоению других планет. «Есть и другие миры, кроме нашего» - провозгласил сэр Питер. «И если там нечем дышать, мы просто создадим атмосферу сами».
        И вот, наконец, венцом всех космических программ Вейланда должен стать Проект «Прометей». Его цель - привести компанию и ее инвесторов к обладанию Абсолютным Знанием, как бы высокопарно это не звучало. Миссия проекта - установить истину в вопросе происхождения человечества, где бы ни пришлось ее при этом искать. В компании справедливо надеются, что эта миссия принесет, в конце концов, баснословные дивиденды своим инвесторам, причем не только материального, но и духовного плана. Кроме того, она позволит ее участникам достичь, возможно, настолько далекой точки Вселенной, где еще никогда не ступала нога человека.
         Осознавая высокую степень риска, связанного с осуществлением проекта, Вейланду пришлось разыскать наиболее одаренных и исключительно подготовленных профессионалов для этой миссии. И вот тут многие зрители, особенно фанаты «Чужого» наступают на главные свои «грабли»! Главная героиня - доктор Элизабет Шоу, ведущий ученый специалист в области древней археологии, нанятая Вейландом в команду «Прометея» - это совсем не лейтенант Рипли, вынужденная нести рутинную службу на грузовых челноках.
        Женщина-ученый, исповедующая научный подход, основанный на вере, который, хоть и не является общепринятым, но по-достоинству оценен в главной планетарной корпорации. Примечательно, что она - одна из немногих в фильме, кто поступает по совести. Морально-этические качества многих других членов команды вызывают сомнения, несмотря на их исключительный профессионализм.
        Мне жаль самого Вейланда - как человек мыслящий в планетарных масштабах, поддался на провокационный соблазн продлить свою великую, но все же всего лишь человеческую жизнь? В кульминационный момент жизни ему, видимо, не хватило веры. Но это неудивительно. В западной идеологии считается, что человек не может занимать такой высокий пост, не обладая умением «пройтись по головам» и не поощряя свой эгоизм.
        Эгоистичными интересами компании объясняется присутствие еще одного главного героя - киборга Дэвида модели 8, сыгранного Майклом Фассбендером на радость хипстерам и девочкам-блоггершам. Этот киборг-ассистент - продвинутая модель, выражающая эмоции и способная выполнить любую директиву, невзирая на моральное препятствие. Первый закон робототехники, ау! Но, вместе с тем, он сам невообразимо чувствителен и иногда донимает некоторых персонажей своими воистину экзистенциальными вопросами.
        Всемирно известный ученый Чарли Холлоуэй - партнер доктора Шоу по исследованиям, придерживающийся строго прагматичного подхода к науке. Что же не так с этим парнем? Наверное, только чрезмерный фанатизм, способный сломать представления о границах человеческой этики. Проще говоря, грешить даже в мыслях - тоже нехорошо, но ведь современному человеку ох как трудно каяться за это, возможно, даже десятки раз в день!
        Проблемы, поставленные в фильме перед экипажем «Прометея», сводятся в процессе поисков к двум вещам:
- Какой степени «цивилизованности» должно было в итоге достичь человечество?
- Что же произошло на Земле в указанный в фильме временной промежуток, отчего гиганты резко спохватились лететь на Землю?
        Ответив на них хотя бы приблизительно, вдумчивым зрителям остается лишь смаковать риторический вопрос главной героини, не подозревающей, что ответ у нее перед глазами.
        Сценарий картины дает пищу для размышлений, если зритель этого желает. Замечу лишь, что последний раз подобные «сюрпризы» для зрителя преподносились в «Луне 2112», «Матрице» и, наверное, в «Темном городе». Все остальные «фантастические» блокбастеры, превращенные ли во франшизы или нет, лишь собирают кассу с разной степенью успешности.
        В наше время засилья комиксов и фэнтэзи с научной фантастикой вообще большая беда. Особенно в кинематографе. Как ведут себя современные зрители, когда фильм задает им больше вопросов, чем дает ответов? А если вообще ни одного не дает? Современный зритель скажет: «Это же бред!». И будет прав! Это - неправильно! А почему? Да потому, что современное продюсерское кино в своей массе должно быть ПОНЯТНО своей целевой аудитории - молодежи от 18 до 25, регулярно ходящей в мультиплексы. Достаточно набрать в строке поиска YouTube строчку «явление Христа медведю», а затем посмотреть предложенный ролик соцопроса, сделанного кинокритиком Романом Волобуевым. Печально также, что зрители постарше и поопытнее не только в плане жизни, но и своей «насмотренности» кинематографом, также «подтягивают» свой уровень до своих младших собратьев. Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, напротив, зачастую и у меня ожидания от фильма строятся на основе нескольких клише, многократно запечатленных в голове при просмотре блокбастеров, «модных» сериалов, мультфильмов для взрослых и чтения блогов. Но, к примеру, мои ожидания от «Аватара» (тоже, как и «Прометей», позиционирующего себя как научную фантастику, поэтому его и упоминаю всуе) оправдались исключительно в худшую сторону, и подтвердились многие опасения перед столь громкой премьерой. Но Кэмерон «окучивает» массы, а Скотт просто таки демонстративно этого делать не стал, хотя вроде бы тоже сделал мейнстримный продукт. Ну не получается расслабиться на «Прометее», как на «Чужих» того же Кэмерона!
         Поэтому стоит ли Ридли Скотту обижаться на своих критиков всех возрастов, если «Мстители» и «Темный рыцарь» ими же сразу после выхода признаются шедеврами кинематографа и буквально влетают в Топ-250? Думаю, вряд ли у него промелькнет такая мысль в его нынешнем положении кинолегенды. Скорее, тут будет уместна известная фраза: «Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым».
         P.S. Для киноманов - в этом фильме, как и в «Титанике», есть свой «кадр на миллион долларов». Это женщина-ученый Элизабет Шоу с топором наперевес. Какой взгляд! Это дорогого стоит.

Кэмерон, Ридли Скотт, рецензия

Previous post
Up