Портрет в тёмной тональности. Настало время делиться награбленным опытом. Начинаю раздел где буду отвечать на вопросы: "как это получилось?", "а чего делал?", "а какая обработка?". Будем разбирать обработку изображений пошагово.
Под катом подробно разбирается как было сделано это изображение. От Raw-конвертации до финального результата, который вы видите на экране. Итак.... Рассказывает Борис Кулижский.
Сперва посмотрим финальное изображение вместе с Raw из камеры.
Разница которую видно и слышно.
Редактировать будем в два этапа:
- Raw - конвертация
- Финальная обработка в Photoshop.
Для Raw - конвертации будем использовать Adobe Photoshop Lightroom 3. Можно совершенно аналогично сконвертировать и встроенным kонвертером Photoshop -- Adobe Camera Raw. Все действия те же самые только пункты меню называются чуть иначе.
1) Открываем исходный DNG-Raw в модуле "Develop"
2) Сначала, скадрируем изображение. Поскольку это мнинималичтичный кадр и мы имитируем "плёнку", то стоит выбрать кадрирование с соотношением 1:1. Классический роллфильм и кадр 6х6. Ilford HP5 let it be ;-).
3) Первым делом нужно "подтянуть" области светов. Для этого сдвигаем ползунок "Recovery" немного вправо, до 43. В схожем случае, Ч/Б плёночное изображение весьма контрастно. И чёрный цвет - это полностью "проваленный" чёрный. Ч/Б в низком ключе должно быть графично. Но нельзя допустить "выбитых" светов. Поэтому позаботимся о светах заранее.
5) Несколько расширяем зону светов, подтягивая ползунок "Fill Light" до 24. Нужно чтобы прорисовалось лицо. Но не вторичные детали.
6) Для облегчения перевода в Ч/Б прибавляем цветности, сдвигая ползунок "Saturation" до +34. Цифра выбрана "на глаз" чтобы цвет усилился, но ещё не успел стать электрическим.
7) следующий важный этап перед обесцвечиванием это борьба с цветовым шумом. Как правило световой шум, особых проблем не доставляет и в уменьшении не нуждается. Исключение - если снимок сделан был с слишким высоким ISO. Да и то не всегда. Поэтому на Color ставим на 100 а Luminance на 0.
Дело в том, что изображение состоит из точек. Плёночный отпечаток состоит из видимых зёрен. Нерегулярных точечных структур. И для глаз (такова природа зрения) изображение состоящее из нерегулярных точечных структур всегда кажется чуть более резким и приятным. Кроме того, между шумом на экране и отпечатком есть большая разница. Очень часто, "страшный шум" просто не виден. Поэтому полезно чаще печатать изображения.
В этот же этап мы поборемся и с "медвежьей услугой" предоставляемой по умолчанию. Это предустановленное повышение резкости. Не забывайте переводить "Amount" Sharpening'а в 0. Средствами Photoshop можно повысить резкость существенно лучше и корректнее. Хоть и сложнее.
8) Для перевода в Ч/Б воспользуемся инструментом HSL - просто нажмём на кнопку "B & W" в заглавной строке инструмента HSL.
9) Результат, полученный "на автомате", нас не удовлетворяет. Поэтому подвигаем ползунки инструмента HSL для выдорочного осветления изатемнения тех или иных оттенков. Не рекомендую затемнять Magenta - там рячется тот самый "страшный" шум.
10) Мы говорили, что Ч/Б более контрастен. Усилим контраст в несколько этапов. Сперва, в Инструменте "Точечная кривая" выберем предустановленную кривую "Strong Contrast"
11) Затем перейдя в инструмент "Параметрическая кривая" добавим кривой S-образности с преимущественным усилением светов. Тени трогаем слабо - у нас же Low Key!
12) Картинка выглядит плосковато. Добполнительный объём мы можем подрисовать используя кисти локальной коррекции. Выбираем предустановленную кисть "Burn(Darken)".
13) Усиливаем тени и делаем лицо более выпуклым.
14) Затем выбрав кисть "Doge(Lighten).
15) Выделяем более светлые участки. Цель - нарисовать объём
16) Выбираем кисть "Clarity" и повышаем чёткость волос, бороды, глаз, бровей - тех мест которые должны быть более "читаемыми".
17) Настало время "провалить" фон и затемнить всё что можно. Точнее не нужно. Убираем Exposure и Brightness влево до упора. Для удобства включаем подсветку маски. Чтобы было видно где мы рисовали, а где ещё нет и методично закрашиваем всё, что должно быть чёрным.
18) Теперь сделаем нечто необъяснимое для любителей "шумодавов" - мы добавим шума. Или "зерна" мелкого и немного. Смысл сделать изображение более пригодным для дальнейшего повыения резкости. И мелкий "песочный" шум сыграет роть растра.
19) Собственно с Raw-конвертацией закончено. Изображение готово для передачи в Adobe Photoshop.
20) Определяемся с действиями которые будем производить в Photoshop.
- Увеличим контраст и добавим визуального объёма;
- подкорректируем "негармоничный" светлый участок щеки (который мы забыли притемннить в Lr);
- повысим резкость в несколько этапов;
- подумаем, надо-ли добавить нам "плёночного зерна".
21) Сначала откроем палитру Channels и в композитном канале RGB, зажав клавишу [Ctrl] (у меня Cmd) кликнем по иконке композитного канала левой клавишей мыши. Это действие выделит все пикселы яркость которых равна или больше 50% в среднем по больнице изображению. На картинке появляются фирменные "марширующие муравьи" от Adobe сигнализируя о том что что-то всё-же выделилось.
25) Переключаемся в палитру Layers. Снова зажимаем волшебную клавишу [Ctrl] и одновременно кликаем клавишу [J]. Проверьте что вы перед этим переключились на английскую раскладку клавиатуры - в некоторых версиях Ps может не сработать. Это действие приводит к тому, что все пиксели выденые в предидущем шаге (ярче 50% серого) будут скопированнына новый слой.
Главная революционная способность Photoshop - возможность работать со слоями. Это заменяет необходимость иметь льшую историю изменений. Ведь любое изменение производимое на любом этапе не только обратимо, но и регулируемо.
26) Изменим режим наложения верхнего слоя со светлыми пикселами на контрастный режим наложения "Overlay". В изобажении сразу появился объём. Хорошо, но мало.
27) Добавим корректирующий слой "Curves" и создадим такую кривую которая создаст нам контраст в области светов.
28) Добавим ещё один корректирующий слой "Curves" , на этот раз добавим яркости светам. И нелинейного контаста
29) Всё хорошо, экспокоррекция светов теней и контрастов больше не нужна. Можно-бы слить слои в один. Мы так и с одной хитростью. В Photoshop основной принцип - любые изменения обратимы. И для того чтобы слить кучу слоёв в один, но оставить возможность редактировать - это Smart-объекты. Выделяем все слои кликаем на нижний мышью и зажав и удерживая клавишу [Shift] кликаем на верхний. Вот слои выделены. Если кликнуть на выделенных слоях правой клавишей мыши то в появившемся спске мы увидем пункт "Convert to Smart-Object". Вот он-то нам и нужен. Теперь у нас один слой со странным значком который означает что мы этой слой можем открыть как отдельный объект и подвергнуть редактированию. Вот теперь - хорошо.
Но левая щека после увеличения контраса выглядит несколько "не аккуратно". Надо править. Лучше всего притемнить. Выбераем "Burn tool". Но! Помним правило - новое изменение на новом слое. Выделяем наш слой смарт-объект, и [Ctrl]+[J]. Однако, два смарт-объекта вышло. Второй скрипач не нужен. Надо его сделать обычным. Клик правой мышекнопкой и в выпавшем меню выбираем пункт "Rasterise smart-object" - щёлк! И слой сал обычным. Несколько мазков "Burn tool" и щека затемнилась и пришла в гармонию.
30) Повышаем резкость. Это мы будем делать в несколько этапов. Сперва чуть-чуть, потом основательно и смешаем резкость в нужной пропорции.
Первым делом делаем две копии того слоя который редактировали последним.
Сперва займёмся верхнийм слоем. Выделим его и применим к нему фильтр Hi Pass
31) Радиус фильтра выберем очень маленьким. Обычно от 0,5 до 0,9 пикслей. Должен проявиться "песок" поверхностного шума, который мы наложили в Raw-конвертере и первые важные детали - ресницы, глаза, волосы. Не больше.
32) Изменим режим наложения на "Overlay". Любуемся, как начали проявляться детали. Полюбовались, теперь выключаем видемость свежеотредактированного слоя нажав на "глаз" слева от иконки слоя в палитре "Layers". И переходим к редактированию нижележащего слоя выделив его мышью.
33) И снова фильтр Hi Pass. Но уже с существенно большим радиусом. В 2,6 пиклелей. Должны стать видны и быть контрасны все важные детали. Но каёмки около контрастных границ надо контроллировать, еслиони будут слишком большими это изменит уже контраст, а нам нужно усилить резкость.
34) Так же меняем режим смешивания на "Overley" если кажется что картинка перешарплена, то можо уменьшить прозрачность слоя (Opacity) или сменить режим смешивания на Soft Light.
35) Снова делаем видемым верхний слой с малым диаметром Hi Pass. Играемся прозрачностью обоих усиливающих резкость слоёв до получения наиболее приятного результата .
36) Ещё раз смотрим при большем увеличении и обратите внимание на структуру слоёв (переименовал их в соотвествии с функцией)
37) Собственно всё. Накладывать растр или текстуру плёночного зерна нет необходимости. Свтовой шум камеры, зерно из Raw - усиленные Hi Pass породили вполне приятное зеркно и, будучи распечатанным на сатиновой бумаге, этот портрет будет смотреться вполне похожим на "тёплый ламповый звук плёночного зерна" (С) кажется А. Мартынов.
Работа окончена. Можем объединить слои и сохранить изображение любым способом. И нести в печать. После соответсвенной предпечатной подготовки ;-).
Можем посмотреть что было и как изменялось. Поcледовательно. Непроявленный Raw, после конвертации, и готовый продукт.
Спасибо за внимание, всегда ваш, Борис Кулижский.
Да, права защищены и работа выполнена для Фотоакадемии
Буду рад если укажете на ашибки и очепятки. Перепосты с сохранением авторства приветствуются.
Да, сильно не бейте ногами, бо сие первый подобный пост. Ну или бейте. Все равно следующая будет лучше.