О чём молчат приличные люди

Aug 07, 2014 00:10

Оригинал взят у marta_ketro в О чём молчат приличные люди

Мне казалось, я ничего не пишу, а потом нашла в айпадике большой файл с записками, которые не стала публиковать, как-то не было сил взаимодействовать с людьми. А сейчас думаю, ну а чо.

Small talk с подневольными людьми типа маникюрш и парикмахеров нынче тягостный: все хотят о политике, но осторожно, поэтому исключительно общими местами. "Новости ужасные, совсем с ума посходили"... и так паузу держат, потому что чаевые. А ты боишься, что ножницы могут быть в руках у политического противника, поэтому говоришь "да-да, ужас-ужас".

Зимой, когда была вся эта история с майданом и Крымом, Господь позаботился о моей психике посредством мелатонина. Три миллиграмма, и можно спать всю ночь, как медведица. Страшно береглась от политики, фб читала сквозь ресницы и когда, наконец, сбежала в Европу, выдохнула с облегчением: всё, никаких новостей на ближайшие три недели.
В первый же вечер мои немецкие друзья поставили на стол бутылку "Немировки": а сейчас у нас будет хохлосрач - приехали гости из Киева.
В Берлине, в маленькой семейной кафешке, слышу разговор за соседним столиком, мелькает слово putin. Путин нарушил мировой баланс, перевели мне.
В старинной ратуше выставка фотографий, картинка подозрительно знакомая - ну да, с майдана.
Мой друг, балетный, представляет меня своему парню, изящно указывая кистью:
- Марта из России, это она захватила Крым.
Ладно, хорошо, я.

А весной времена, когда люди поделились на крымнаш и не наш, показались прекрасными, потому что теперь разногласия начались на уровне "сжигать людей нехорошо или всё же иногда можно? ".

Я знаю, что государству выгодны горячие точки, можно настяжать гуманитарной помощи и траншей или списать на нужды войны и восстановления бесконечное количество денег. Я думала, чечнёй назначат Крым, но выбрали Донбасс.
С тех пор я не могу избавиться от ощущения, что это ситуация с подводной лодкой "Курск", растянутая во времени. Тогда из каких-то невыясненных государственных соображений дали задохнуться ста восемнадцати морякам. Нынешние причины понятней, но четырнадцать лет назад подмога не пришла, не придёт и теперь. В аду любят песенку группы ХЗ.

Увидела ролик, снятый палестинцами. Они вылезли из туннеля, напали на пост, убили пятерых и ушли обратно. Я смотрела и думала две вещи.
Вот я вижу, как убивают живого человека, и не какого-то безымянного. У нас счёт идёт на сотни, а израильтяне знают своих погибших по именам. Война перестала быть бездной, куда отправляют человека, и ничего неизвестно, а через два месяца приходит похоронка. Теперь он может позвонить, а потом уйти в бой и умереть через полчаса. А в этом ролике бьют прикладами конкретного парня и его родители могут посмотреть, как убивали их сына.
А ещё я думала, что руки палестинцев, постоянно мелькающие в кадре, совсем молодые, не мужские ещё.

Гоблин как-то написал, что в гражданской войне не бывает правильной стороны, поэтому человек может только выбрать свою сторону и считать её правой (цитата неточная, простите, Дмитрий, не нашла в фб). Вот, собственно, и вся правда.

Любопытно наблюдать, как общество работает с чувством вины. Отчётливо видны групп:
- во всём виноваты ОНИ, враги. Во врагах может быть как своё правительство, так и чужое;
- во всём виновыты ВЫ. Вы, которые допустили, чтобы роняли самолёты на голову приличным людям.
- во всём виноваты МЫ. Мы их не остановили, нам теперь стыдно;
- никто не виноват. Это такая жизнь.
Возникает некая общественная совесть, которая полностью заменяет отдельным людям частную, бытовую, а состоит по сути в попытках справиться с виной и страхом.

Не стерпела и начала чистить фб-ленту, удаляя самых радикальных из каждого лагеря. И за жареных колорадов, и за "сдохла сука" в адрес Новодворской. Убеждения могут быть разные, но есть уровень этики, ниже которого люди просто опасны.
Какая-то женщина гневно отметила френдов, общих с другой женщиной - как вы можете дружить и с нею, с такими-то взглядами, и со мной? Посмотрела, та вторая действительно ужасна. С отчётливым удовольствием удалила обеих.

Что же до Новодворской: одна из вещей из разряда "могла, но не сделала", за которую я себя упрекаю, и которая не касается вложения денег в девяностых, - это живые концерты Летова. Высокомерно полагала, что в нём интересна только музыка, достаточно записей, и толкаться в толпе придурков совершенно незачем. Когда умер, поняла, что в моей картине мира дыра - человек этот занимал столько места, а я его никогда не видела. И с тех пор решила, что нужно обязательно смотреть на людей, которые формируют мою реальность. Даже если это шуты и сомнительные персонажи, не говоря о великих и любимых. Сейчас кажется, что эти люди здесь навсегда, и важен лишь текст, ролики, музыка. Когда они вдруг исчезают, их цифровой след тускнеет, и наполнить его может только личное воспоминание о человеке.
Поэтому не ленитесь ходить на концерты, лекции и прочие события, не стесняйтесь быть в толпе и глядеть оттуда на странных и ярких людей, которые расцвечивают наше время. Да вот даже когда старый френд из другого города приезжает - приходите на него посмотреть. Он делает вашу ежедневную газету, неужто неинтересно? А главное, однажды перестанет, и с чем вы тогда останетесь.

Я не говорю, любите, но вы хотя бы будьте внимательны.
Previous post Next post
Up