Колонка в FORBES-Woman

Apr 24, 2014 18:15

Оригинал взят у yusta_ya в Колонка в FORBES-Woman
НА СВОИХ И ВРАГОВ


«И людей будем долго делить на своих и врагов», - пел Владимир Высоцкий. Казалось, что это «долго» уже прошло, и прошло навсегда. Жить без войны можно и нормально, образ врага - последнее, чем стоит объединять страну, об этом я писала и говорила всегда.

Но не игнорировать же реальность. Теперь мы снова делим людей на своих и врагов, и будем еще долго. Отменить это совсем не получится. Надо учиться с этим жить.

Есть немало тонких моментов, которые стоит для себя уяснить, чтобы даже в условиях войны не поддаваться пропаганде и оставаться человеком. Здесь и сейчас - только про некоторые из них.

1. Язык врага. Когда начались события в Крыму, Украина внезапно осознала себя многонациональной, многоязычной и поликультурной страной. Львов заговорил по-русски, Донецк по-украински - это было разово, но хорошо и правильно. Не помогло; естественно, против калашей и бетеэров язык бессилен. Но говорить сейчас про «мову окупанта» - а такие разговоры уже ведутся - чистая ксенофобия. Русский язык - один из основных языков Украины, то есть наш. И маркером врага быть никак не может.

2. Вражеская культура. Российская попса не стала хуже - это, по-моему, невозможно. И книги, допустим, какого-нибудь Лукьяненко, переквалифицировавшегося в пропагандисты, хуже не стали… впрочем, не знаю, давно не читала. Отражается ли в произведениях искусства личность автора - вопрос философский и спорный. Если тот или иной деятель российской культуры четко артикулирует свою антиукраинскую позицию, восхищаться его произведениями у нас вряд ли получится: ведь восприятие искусства - процесс обоюдный. Но говорить обо всей российской культуре как безусловно имперской со всеми вытекающими и призывать к ее бойкоту - как минимум странно.

Важно помнить, что искусство - дело индивидуальное, если речь действительно об искусстве. Российская попса существует как монолитное явление масс-культа, но российская литература, кино или театр - уже нет, тут все тоньше и сложнее. Ограничивать себя в культуре по законам военного времени - только себе во вред.

А песни Макаревича определенно стали еще лучше.

3. Бизнес с врагом. Украинцы массово бойкотируют товары российского производства, чтобы не финансировать войну, и это логично. Но между Украиной и Россией существует масса горизонтальных бизнес-связей на всех уровнях. Должен ли истинный патриот разорвать все контракты и прекратить поставки на сторону врага? - личный выбор каждого. Но не надо забывать, что бизнес - это всегда взаимовыгодно, иначе он не работает. Бизнес пребывает вне эмоциональных и этических категорий - если, конечно, вы не торгуете оружием и не клепаете пропаганду.

Экономическая война идет уже давно, частный бизнес так или иначе попадает в ее жернова, то ли в результате властных решений - в первую очередь с той стороны, где ручное управление экономикой уже воплощается в жизнь, - то ли по объективной причине вышеупомянутого бойкота. Прыгать в них добровольно из патриотических соображений, ослабляя себя ничуть не меньше, чем врага, думаю, не стоит.

4. Друзья среди врагов. Это самое болезненное. Друг не превращается автоматически во врага только потому, что живет по другую сторону границы, это понятно всем. И если придерживается других политических взглядов, тоже - дружба ведь выше политики. Но как быть, если друг приветствует вторжение в твою страну? Это ведь уже не политика, это война. А война, при всей своей нечеловечности, парадоксальным образом высвечивает главное в человеке. Тот стержень и фундамент, на котором и держится дружба.

Мне нравится фраза: «Скажи мне, чей Крым, и я скажу, кто ты». Она не про политику. Она про главное в человеке, про набор его базовых ценностей.

Деление на своих и врагов произошло, это трагично. Но важно понимать, что водораздел проходит не по государственной границе, не по языку, не по культурному бэкграунду или бизнес-интересам. А исключительно по способности остаться человеком.

Что, впрочем, тоже каждый понимает по-своему.

Previous post Next post
Up