Патриотический трофи-рейд, организованный тверским джип-клубом «Лебедушка», посвященный освобождению Калинина (Твери) нашими войсками в октябре 1941 года. Тогда танкисты 21-й танковой бригады совершили героическую попытку отбить у врага захваченный город. Все экипажи погибли в бою, за исключением знаменитого танка старшего сержанта Горобца, который прошел через захваченный немцами город и пробился к своим.
Мы на наших внедорожниках пройдем по тем же местам и возложим цветы на братские захоронения
Сбор был назначен в 9.30 у обелиска Победы в Твери. Прибыли. Никак не могу привыкнуть к утренней темноте, которая тянется почти до полудня
Вечный огонь на обелиске погашен, хотя официально праздник длится три дня
Наклеиваем бортовые номера. Мы получили их накануне, но клеим только сейчас. В этом году мы - 053.
Всего перед обелиском помещается около 40 автомобилей, больше нет места, остальные паркуются на Краснофлотской набережной под окнами суворовского училища. Еще примерно столько же экипажей, минуя торжественную часть у обелиска, собираются сразу на месте старта - в деревне Никулино под Тверью
Митинг начинается ровно в 10 утра, и в эту же секунду вырубают уличное освещение. Мы остаемся в сумраке и в гордом одиночестве - никто из официальных лиц посетить торжественную часть не удосужился. С краткой речью выступил президент «Лебедушки» Евгений Павлов. Простые слова, никакого чиновьичего пафоса
Минута молчания, возложили цветы к обелиску - и по машинам.
Организованной колонной выдвигаемся в Никулино. Место сбора - площадка перед местным клубом, машины разделяются на категории по сложности трасс: «зеленые» - проходимые для паркетников и неподготовленных внедорожников, «желтые» - для основной массы участвующих машин, и "красные" - для отчаянных джиперов.
Зеленых трасс - две, желтых - четыре, красных - одна. Протяженность каждой трассы - 100-150км. В процессе движения можно выбирать любую трассу, и менять сложность трасс - они регулярно пересекаются друг с другом. Убил машину на желтой - перешел на зеленую. Стало на желтой скучно - зарубился на красную.
Местная детвора в восторге от такого неожиданного наплыва джипов и не теряет времени даром
Квадрики тоже участвуют. Такими чистыми вы их больше не увидите
"За ВДВ!". Боевой УАЗик десанта.
Предстартовый брифинг
Многие в качестве головных уборов выбрали фирменные флисовые банданы с символикой танкового прорыва, банданы получает каждый участник при подаче заявки
После брифинга все расходятся на регистрацию по цвету выбранных трасс, собираются в команды 3-6 машин, получают у оргов карты трасс и гвоздИки.
Эти ребята идут на красную трассу (на заднем фоне - машина организаторов с красным листом на борту - обозначение места регистрации на красную трассу)
В нашей команде - четыре УАЗа и один Тагер. (Кстати, Тагер стал для меня открытием как полноценный внедорожник и порадовал своей проходимостью)
Спускаем колеса - так машина лучше идет по бездорожью.
Все, мы готовы, выдвигаемся. Вначале все трассы идут параллельно, и нас обгоняет группа, идущая по красному маршруту.
Вскоре наши пути расходятся - мы объезжаем лесной массив, а они ломятся напрямик.
Первый брод
Оказалось, что мы немного запутались в картах и проехали по зеленому маршруту. Т.е. этот брод - на зеленой трассе. Оценили шутку организаторов.
Погода прикалывается: визуально - осень, а под колесами - сплошной каток.
Первое братское захоронение. Здесь похоронен командир первого танкового батальона Агибалов М.П. Это место упоминается в
моем предыдущем посту об истории танкового прорыва.
Следующая братское захоронение - в селе Бурашево
В лесу обгоняем застрявших Мицубиси и Ниссана.
Их вытаскивают УАЗы из своей команды, а мы едем дальше. В этом прелесть "танкового" - отсутствие спортивной составляющей: не надо ломиться на результат, наезжая на головы медлительных соперников. Все едут вместе, одной командой, своих не бросают, на финиш приходят без потерь, притаскивая поломавшихся. Ну или вариант - ночевка в сломавшейся-застрявшей машине. Забегая вперед скажу, что, судя по количеству приехавших на ночлег - много экипажей осталось на ночь в лесах-полях.
Тоже немного буксуем. Выручают лебедки
Следующее захоронение - на месте гибели Героя Советского союза майора Лукина
мы проезжаем то самое место, где 70 лет назад была сделана эта фотография:
Следующий брод мы проходили уже в темноте плюс пошел мокрый снег. Перед нами тут уже кто-то прошел, и в воде плавали расколотые куски льда толщиной сантиметров в семь. Удивительно, когда он успел намерзнуть при такой погоде.
Изображаем ледокол и получаем ответный ледяной удар - разбиваем вдребезги один габарит. Плюс фары нахлебались воды и одна тоже перестает работать.
Уже поздно, мы решаем, что на сегодня хватит. Переходим на зеленую трассу и катимся на ночлег в Старицу. По пути еще один мемориал
Ночевка организована в здании обычной средней школы.
Необычная картина для школьного двора - несколько десятков забрызганных грязью джипов.
Мешки со сменкой, вешалки первоклашек. Ностальгия)
Орги отжали одно из самых грозных школьных помещений
Для простых смертных (то есть нас) под ночлег отведен спортзал
Ужинаем в школьной столовой. Если школьников кормят так же, как накормили нас - я снова хочу в школу
Свидетельства об участии в рейде. Фото сделано утром, то есть это свидетельства тех, кто до финиша не дошел.
А утром была зима….
Подъем. Завтракаем, собираемся, по машинам. Такой же организованной колонной едем в центр Старицы, на площадку перед монастырем.
Машин остается совсем немного.
Геройски дошедшие до финиша квадры
В начавшейся метели немного запутались и вместо мемориала свернули в сторону центральной площади
Увидели мемориал, но никого около него не было.
Удивились. Подумали. Позвонили оргам. Не дозвонились. Еще подумали. Решили, что митинги нам ни к чему, а цветы мы в состоянии возложить и без торжественных процедур. Что и было сделано
Когда возвращались в машинам, поняли свою ошибку, увидев настоящий мемориал
Там уже все состоялось и джиперы расходились. Застали бабушек-ветеранов, пришедших на встречу.
Групповое фото с ветеранами
Бабушки отправились домой,
а мы - назад к машинам
Тагер и один из УАЗов заканчивали рейд раньше, и нас осталось всего три машины. Но мы не огорчились, и поехали на желтую трассу, которую не успели пройти вчера.
Едем. Полем-лесом. Лесом-полем.
Пересеклись с благородными британцами
Немножко позастревали.
Кирилл (в танковом шлеме, штурман): - дальше все едем налево!
Владимир (в синей куртке, пилот): - ты сначала вылези из той канавы, в которую нас завел)
Look for memory
И опять в ход идет лебедка
Приехали к замечательному торфяному болотцу, где и встряли
Мы бы прорубились, но за болотцем - ручей. Мост издевательски узкий - не хватает считанных сантиметров по ширине
Промерили брод и решили не испытывать судьбу, развернулись назад
Начало темнеть, и тут у нас вырубилась вторая фара. До дома - 20 км выбираться из леса и еще 50 км по трассе. Вот тут мы и ощутили прелесть командной езды: первый УАЗ разведывает дорогу, за ним катимся мы наощупь как слепые кутята, сзади впритык за нами идет третья машина, немного освещая нам путь. Так и добрались до дома.
Результат двухдневного рейда: шесть посещенных братских захоронений и два мемориала (а всего на маршрутах было 33 захоронения, и к каждому участники рейда добрались с гвоздичками)
Боевые потери: Обе фары, разбитый габарит, вырванный амортизатор, расплавившаяся клемма аккумулятора, слегка раскуроченная лебедка, несколько литров тосола из порвавшегося шланга, захрустевшие ШРУСы. Т.е. практически без потерь, это чуть ли не первый серьезный выезд, из которого мы вернулись своим ходом.
Познакомились с отличными ребятами, результативно провели время, приобщились к истории.
Спасибо "Лебедушке" и вечная память героям Великой войны....