Да, это название Петербургского проекта, на который я очень хочу попасть в следующий раз. Мне кажется, название выбрано идеально, это именно то, чего я хочу от фотографии. Видимо, не дает покоя научное образование. Впрочем нет, исследовать мне нравилось всегда. Исследовать чтобы то ни было. Странствовать и исследовать.
В пятницу я еду на два семинара в рамках Проекта "Опыт фотографии Северных стран", будет сплошной интенсив и мозговой штурм на протяжении недели. Я очень этого жду. Мне кажется, я нашла что-то редкое и ускользающее, возможно какую-то свою среду обитания в рамках фотографии.
Рамки фотографии - тоже выражение загадочное и неопределенное. Что такое фотография, что такое рамки, чем я их определяю. Но раз мне хочется вырваться За грань, значит рамки у меня таки есть. Фотография внутри меня тяжело плавает подобно большому, рыхлому, полному воды, облаку. Не понятно мне, то ли она у меня в голове, то ли я ношу её под сердцем - она еще не готова не готова во что-то превратиться, но те образы, импульсы, которые она посылает изнутри намекают на то, что фотографией, как плоской картинкой, запечатлением мига и лишь момента она перестала быть, почти. Мне все сложнее её изъявлять и сложнее удерживать внутри.
Краем сознания я ловлю себя на том, что я, очень может быть, жду невозможного, хочу невозможного. Преобразовать статичность фотографии и поток, движение, синтезировать исследование, воплотить течение мысли. Мне пока еще хватает простого отображения, но даже опыт с выставкой показывает, что смешение форм реализации был бы предпочтительнее. Смешивать визуальную информацию с аудио, добавлять формы и текстуры. Но не переводить это в плоскость фильма. Мне хочется, чтобы пространство было живым, чтобы в него можно было войти и выйти. Возможно нужно думать в сторону инсталляций. Фотография - это то, что первым пришло на ум, то, что я почти умею делать. То, что видится мне фундаментом.
Меня все не отпускает мысль о том, что границы есть только у моего тела, но у Меня границ нет. Вот так же мне хотелось бы преобразовать фотографию, как вид материального - шагнуть вместе с ней за рамки, за границу и протянуть далеко, овеществить мысль в какую-нибудь форму...
Я надеюсь, участие в тех двух семинарах даст мне намеки на то, как бы это можно было воплотить и как сделать фундамент более прочным и вместе с тем, более текучим, как через фотографию передавать движение неподвижного. Как работать своими методами, но при этом сделать результат своего труда доступным остальным. Как сгладить края между страшным и черным? Я сейчас намеренно путаю, казалось бы, понятия. На собственной выставке я поняла насколько людей пугает черный цвет, как все темное - отталкивает. Связано ли это с менталитетом, с культурой, историей? Ведь на востоке черный цвет не является торжественно-скорбным.
Не знаю почему, но исследовать страхи или скрытые глубины, так называемую, темную сторону, мне всегда легче чисто эмоционально. Меня почему-то не пугает это. Темное прячет и оберегает, а не нападает и причиняет боль. Это тот парадокс, с которым я столкнулась при работе с людьми, побывавшими на моей выставке. Черные паспорту, щекочущая нервы, музыка, мой темный, туманный лес. Ветки деревьев, мох, запахи болотного леса... Это лишь малая часть того, что я хотела бы передать. Все эти части оказались все же разрозненными, они остались частями, со временем все дальше откатывающимися камешками друг от друга. В альбоме ничего конкретного про музыку. Названия от одного места экспозиции к другому - растерялись. Фотографии стали больше оформлением жилищ, нежели носителями знания, они почти перестали быть инструментом операции с собой. Первый опыт - всегда сложен. В следующий раз хочется копнуть глубже, привнести больше темной глубины, но вместе с тем постараться не пугать зрителя. Постараться не рассыпать детали, как последствие экспозиции.
Стоит ли бороться со страхом темноты или постараться объяснить, что черное - это такое же белое, только черное? Или работать от противного, работать с белым и показать, что в сущности нет разности, в каком цвете паспорту, если объект исследования - это наш страх и его тотемное составляющее может и не явиться в темном, может явится в светлом, но страх останется страхом, если с ним не работать.
На самом деле, об этом очень сложно писать. Но так мне легче даже физически. Облако в моей голове вращается и давит, когда мыслей много, а изъявить не получается. Много идей, недодуманных, недооформленных. А как их оформить, во что. Как с этим работать. Надеюсь, начиная с субботы что-то внутри упорядочится.
Ссылки на образовательные программы, о которых я упоминала:
Фотография, как исследование:
http://fotodepartament.ru/?p=1059Семинар "В диалоге":
http://nphe.ru/2012/08/22/v-dialoge/Персональная фотография: от дневника к фантазии:
http://nphe.ru/2012/08/22/personalnaya-fotografiya-ot-dnevnika-k-fantazii/