Интересный тест на ржавчину от реагентов

Mar 03, 2013 16:55

Оригинал взят у fizkultura_plus в ржавчина
Нашел интересный текст про реагенты:

К нам в центр обратилась группа автомобилистов. Напуганные шумом в СМИ о негативном влиянии реагентов на металл, они попросили провести тест. Насколько действительно разные реагенты могут повредить кузов машины.

Для эксперимента в наше  распоряжение были предоставлены следующие реагенты:
1) Соль техническая (галит)(96% хлорид натрия, остальное примеси), широко используется в качестве противогололедного реагента (далее ПГР);
2) Комбинированный ПГР, представляющий собой смесь хлоридов кальция, натрия, калия и формиата натрия с добавлением антикоррозионных добавок (далее для краткости Комбинированный реагент);
3) жидкий реагент, представляющий собой водный раствор на основе рассола природного бишофита, также с добавлением антикоррозийных добавок (далее Бишофит).

Ожидается поступление для исследования образцов еще нескольких используемых в России ПГР.

Для эксперимента нами были использованы: часть опоры кузова автомобиля французского производства из оцинкованной стали (красного цвета), и крыло от японской иномарки, возможно, судя по виду, также из оцинкованной стали (черного цвета).
















От каждой детали были отрезаны небольшие пластины, в центре каждой аккуратно, чтобы не сильно повредить защитное цинковое покрытие, были удалены слой эмали и около половины шпатлевочного слоя. (СМОДЕЛИРОВАЛИ СКОЛ или ЦАРАПИНУ, которую легко можно получить при эксплуатации авто на дороге)






















На подготовленную таким образом поверхность нанесли растворы исследуемых реагентов. По мере высыхания растворов на пластинах добавляли дистиллированную воду, которая предварительно насыщалась кислородом воздуха. Для замедления испарения воды из растворов образцы содержали в холодном помещении. Дистиллированную воду вместо водопроводной использовали для того, чтобы не увеличивать количество и не изменять состав солей на пластине. Водопроводная вода содержит небольшое количество солей, в основном кальция.












Исследовалось воздействие на металлическую поверхность четырех реагентов: 1) обычной водопроводной воды, 2) 5% раствора хлорида натрия, 3) 5% раствора Комбинированного реагента (смесь хлоридов кальция, натрия, хлорида калия, формиата натрия) и 4) приблизительно 5% раствора Бишофита. Последний реагент был получен разведением дистиллированной водой предоставленного для эксперимента жидкого ПГР до нужной концентрации.

Металл от французской иномарки (красные пластины) оказался малостойким к коррозии. Эксперимент с красными пластинами длился 9 дней. Результаты таковы: водопроводная вода - практически нет коррозии. Хлорид натрия - сильная коррозия. Комбинированный реагент - коррозия заметна, но существенно меньше, чем у хлорида натрия. Бишофит - коррозия значительная.




Водопроводная вода




Хлорид натрия




Комбинированный реагент




Бишофит

Металл от японской иномарки (черные пластины) оказался очень стойким к коррозии. Эксперимент длился 24 дня. Результаты: вода - почти нет коррозии, хлорид натрия - небольшая коррозия, Комбинированный реагент - небольшая коррозия, меньше, чем у хлорида натрия, и Бишофит - существенная коррозия.




Водопроводная вода




Хлорид натрия




Комбинированный реагент




Бишофит

При этом коррозия у металла японской иномарки меньше, чем у металла французской, несмотря на то, что эксперимент здесь длился гораздо дольше.

Некоторые особенности эксперимента.
Коррозия с течением времени проходила так: вначале образовались полоски ржавчины вдоль царапин. Затем над ними стал образовываться рыхлый объемистый осадок ржавчины, с поверхностью не связанный, остатки шпаклевки на реакционной поверхности приобрели красно-коричневый цвет. После происходило разрастание полосок ржавчины вширь, назовем ее «плотной» ржавчиной, и одновременно увеличение несвязанного осадка ржавчины, назовем ее «рыхлой» ржавчиной. «Плотная» ржавчина в какой-то мере препятствует коррозии, ее относительно плотный слой, сравнительно прочно связанный с поверхностью, замедляет диффузию растворенного кислорода к металлу, хоть и очень незначительно. А «рыхлая» ржавчина не имеет адгезии и практически не препятствует диффузии.

Обычная вода из под крана все-таки тоже вызывает коррозию. На фотографиях с хорошим разрешением и увеличением можно увидеть участки ржавчины, хотя и очень незначительные.

На черных пластинках с хлоридом натрия и Комбинированным реагентом отчетливо видны катодные участки - не покрытый ржавчиной металл.

Также можно заметить, что подвергшиеся коррозии поверхности при воздействии Комбинированного реагента более темные. Это может быть объяснено воздействием ингибиторов коррозии.

В случае Бишофита, к сожалению, вся поверхность пластинок, и красной, и черной, покрылась большим слоем ржавчины, в основном «рыхлой».

ВЫВОД
• при длительном и постоянном контакте с металлом, все реагенты, а так же вода обладают коррозийной активностью (т.е. вызывают ржавление металла)
• наименьшую коррозионную активность проявила водопроводная вода и Комбинированный реагент с ингибиторами коррозии
• Соль техническая (галит) вызвала существенное ржавление металла.
• Самое интенсивное образование ржавчины вызвало применение раствора Бишофита, что главным образом обусловлено высокой коррозионной активностью хлорида магния по отношению к металлам.
оригинал взят: http://ecomoscow.blogger.com/2013/02/reagent.html

соль, реагент, бишофит, бионорд, дорога

Previous post
Up