Вопросы веры занимают учёных, чья деятельность построена на принципах доказательности и воспроизводимости эксперимента, довольно давно. Просто поиски ответов на эти вопросы идут по разным направлениям. Кто-то занят разгадками замысла Божьего, кто-то поисками его присутствия или, наоборот, отсутствия в основах мироздания, а кто-то изучает собственно проявления религиозности у человека.
А поскольку проявления эти системны, то и поиски долгое время были затруднены: ну как выделить то неуловимое, которое должно быть разбросано по разным отделам головного мозга? Во время молитвы или сатори человека отлавливать и регистрировать параметры? Так вы подите найдите добровольца, готового истово молиться во время ЭЭГ или МРТ. Или в этих же условиях испытать озарение. Нет, попытки были. Просто много ли мы знаем о ценности полученных результатов?
На этот раз за дело взялись коллеги из Центра женского здоровья Бригама (Бостон, США). И пошли иным путём. Не новым, а хорошенько забытым старым. Если кто из докторов помнит, именно так в своё время проводилось картирование основных зон головного мозга. Просто собирались сведения о пациентах, получивших повреждение той или иной его области - и тщательно фиксировались их ощущения, регистрировалось, какая из функций в результате выпала или искажена. Нет, были добровольцы, которые соглашались на прямое вмешательство и во время стимуляции тех или иных зон на открытом мозге описывали свои ощущения - но, во-первых, и в те ушедшие времена таковых находилось не так уж много, а во-вторых, из-за довольно высокой травматичности и отдалённых последствий такую практику в итоге свернули.
В
этом исследовании учёные пошли путём обработки данных пациентов, перенесших операции по поводу опухолей головного мозга - всего 88 таких наблюдений набралось. На втором этапе исследования анализировали данные по более чем сотне пациентов, получивших повреждение головного мозга во время войны во Вьетнаме. В обоих случаях пациентам предлагался опросник, включающий и ряд вопросов о религиозности и духовности как до травмы или операции, так и после них.
Ответы были разными: например, из тех 88, которых оперировали по поводу опухолей, например, 30 заявили о заметном прибавлении духовности после операции, 29 заявили об её снижении и еще 29 не заметили никаких изменений.
В итоге удалось локализовать область, которая за эту самую духовность и религиозность предположительно отвечает.
Есть в глубине головного мозга такая структура - акведук, водопровод, или Сильвиев водопровод. Это небольшой такой, всего сантиметра полтора протяжённостью, канал между третьим и четвёртым его желудочками.
Вокруг этого водопровода лежит скопление ядер нервных клеток, которое называют центральным серым веществом - анатомически оно относится к покрышке среднего мозга (на рисунке оно как раз серым цветом обозначено).
Вот это самое скопление околоводопроводного серого вещества (ОСВ) и рулит в нервной сети, отвечающей за духовность. Причём именно тут расположены нервные узлы, повреждение которых повышает (отрицательные узлы) или понижает (положительные узлы) эту самую духовность и религиозность.
Анализируя дальше, учёные обнаружили, что ряд этих узлов также бывает затронут и при некоторых проблемах неврологического и психиатрического характера. В частности, травмы, вызывающие болезнь Паркинсона, пересекаются с положительными узлами этой цепи, то есть ассоциированы с пониженной религиозностью. А зоны, вызывающие бредовые идеи и синдром чужой конечности, пересекаются с отрицательными узлами, повышающими духовность.
Предчувствуя шквал критики и негодования, один из авторов исследования, Майкл Фергюсон из Гарвардской медицинской школы, поспешил сделать заявление:
«Важно отметить, что эти пересечения могут быть полезны в понимании общих черт и связей, но их нельзя переоценивать. Например, наши результаты не утверждают, что религия - это иллюзия, что исторические религиозные деятели страдали от синдрома чужой конечности или что болезнь Паркинсона возникает от недостатка религиозной веры. Вместо этого наши результаты указывают на глубокие корни духовных верований в той части нашего мозга, которая участвует во многих важных функциях»
Ещё его, как и его коллег, удивило другое обстоятельство:
«Наши результаты указывают на то, что духовность и религиозность коренятся в фундаментальной, нейробиологической динамике и глубоко переплетены с нервной тканью. Мы были поражены, когда узнали, что нервная сеть духовности расположена в одной из самых эволюционно законсервированных структур мозга».
Напомню, что
четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в
Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там