Стивен Кинг, учебник паразитологии, рассказ о муравьином боге и прочие мастера индукции

Jun 02, 2021 11:03





Про явление индукции в психиатрии кое-где писалось, да и я вам тоже рассказывал. Нагляднее всего её описывает анекдот, в котором пациент, обирая и стряхивая с себя что-то невидимое, слезно жалуется психиатру - дескать, по мне крокодильчики ползают, доктор! - а тот, начиная отряхиваться сам, возмущённо пеняет больному: дескать, а на меня-то зачем их трясти!



Индуцировать ширнармассы тоже можно, если знать триггеры. Например, главе Центробанка выступить в новостях с заявлением, что рупь у нас неимоверно укрепляется, и нет повода для паники и покупки валюты, которой и так мало осталось. Или, если брать охват поменьше, ворваться в магазин и начать судорожно скупать стратегические продукты, цепляясь к продавцам с вопросами: «А много ли осталось? А скоро ли ещё подвезут?». Собственно, одну такую байку я вам рассказывал - про пакеты, соль и дядю из Канады.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов возможности литературы и искусства. Всё-таки их радиус поражения довольно широк, а в некоторых случаях так и вовсе глобален. Причём индукция, которую они могут вызвать, носит - условно, конечно - два полярно противоположных знака.

Пример положительной, или позитивной (ещё раз повторю, это условное обозначение) индукции - произведения, и в первую очередь фильмы, после которых появляются тренды и образуются кружки по интересам. Волшебные палочки и круглые оправы очков после серии фильмов о Гарри Поттере, в советское время - деревянные шпаги у пацанов после экранизации «Трёх мушкетёров» и повальное увлечение самодельными луками после фильмов про Робина Гуда, в США тех же времен и позже - ковбойские мотивы в одежде, в недавнем прошлом всего мира - флибустьерская тема после серии фильмов о пиратах Карибского моря. Принцип прост: завидуя образу самих героев или духу той эпохи, в которой они живут и действуют, человек копирует внешнюю атрибутику, которая хоть в чём-то позволяет провести если не знак равенства, то хотя бы отдалённую параллель между собой и тем желанным: «мы с тобой одной крови!»

С индукцией отрицательной многим из вас тоже в той или иной степени пришлось столкнуться. Например, при чтении романов Стивена Кинга, мастера хоррора. Причём уверен: чем богаче был ваш ассоциативный ряд, тем сложнее было, проснувшись среди ночи, заставить себя пойти в туалет.

В медицинском институте такая индукция была вообще массовым явлением. Что, не так, товарищи медики? Это вы просто забыли, как изучали паразитологию. И ведь написан был учебник не сказать чтобы особо красочно - так, сухой язык, с вкраплениями канцелярита и щедрой порцией специфической терминологии. Может быть, оно и к лучшему, что явно не мастер литературного жанра излагал, ибо и в таком варианте эффект был потрясающим: как тщательно все мыли руки, как боялись касаться загрязненных поверхностей (да всех подряд поверхностей, если уж быть откровенными), как подолгу варили яйца и жарили-тушили мясо, птицу и рыбу! Ибо везде чудились злобно потирающие в ожидании лапки и прочие членики коварные паразиты. Зазеваешься - бглядь, а в тебе уже новая жизнь зарождается!

Чуть менее ярким был всплеск целомудрия во время цикла венерических болезней: попривыкли уже к ужастикам, синдром студента третьего курса (это когда, начав изучать уже не общие дисциплины, а конкретные группы болезней, все их находишь у себя) как-то слегка поблек.

В целом же принцип, по которому индуцируются литературой, фильмами или иными видами искусства наши фобии и обсессии, довольно прост: толчковому, индуцирующему фрагменту сюжета достаточно найти брешь, триггер, locus minoris resistentia в вашей психологической броне - и ударить именно туда. Туда, где вы чувствуете за собой слабину, червоточину или невозможность контролировать ситуацию. А уж если в характере присутствует хоть капелька мнительности, тревожности или склонности давать обсессии как таковые - всё, можно считать, зерно упало в благодатную почву. А дальше, особенно, повторюсь, если ассоциативный ряд довольно богат, вы сами всё доделаете.

Вот вам пример индукции навязчивой, или обсессивной симптоматики, коим поделился со мною один из читателей. Письмо это я привожу с его любезного позволения:

Для контекста уточню - мальчик я уже не маленький, в свои 35 успел походить и по дедспейсу и по фаллауту и почитать-посмотреть ужастиков.

И даже состоять в литературном клубе. И все у нас было зашибись, общались и обсуждались, играли в настолки.
Пока нам не попалась одна дрянная книжка, типа сборника городских ужастиков и легенд.

И вроде тоже ничего ужасного - расчлененочка, пропадающие люди, вечные двери и другие псевдо-реалистичные истории.

Но вот дошли мы до части про муравьиного бога, и чет как-то поплохело после нее, притом, как показала практика, не мне одному.

Собственно саму историю и ссылку приводить сразу не буду, там довольно таки много текста да и вряд ли у вас есть время читать сказки до

обсуждения общей сути проблемы.

Собственно сама суть по сути про то, как чуваку становилось все херовее и херовее после того как он узнал об этом самом боге.

И чудились ему муравьи везде, и кушать он не мог еду, что не в герметичных пакетиках, пока собственно не поехал крышей и не попал в дурку.

Вроде ничего примечательного, но вот после нее на следующей день чет никто из присутствовавших бутербродики уже не ел.

Меня накрыло через день после - когда мне рили потребовалось прилагать не нулевые усилия чтобы не искать в хлебе муравьиные жопки.

Или не проверять воду на просвет на наличие в ней плавающих насекомых.

И картинка перед глазами как-то "посерела" и вообще жить стало вдруг печальненько и напряжненько.
Т.к. выключаешь ты свет перед сном и прям блевать тянет от появляющихся картинок якобы кишащих на стене муравьишек.

К концу первого дня я дошел до мысли что если ща буду скидывать их с себя или стен - то пора будет самому ехать в дурку сдаваться.

По этому сначала убедил себя что я для них не съедобный и не вкусный, потом добавил стаю летучих мышей, чтоб летали вокруг и жрали засранцев.

Благо воображение хорошее и позволяет проделывать такие фокусы.

Стало несколько легче, хотя и потребление моральных ресурсов увеличилось как и усталость.

Но собственно время выиграл и хорошо.

Потом сам же казнил это божество для своего же мира, прибив гвоздями к стенке и убедившись что оно не оживет и постепенно "раствориться".

Пока не то что его останков, но и контура или ощущения его наличие вообще не останется в памяти или воображении.

Ну а дальше собственно пришлось перечитывать книжечку в одиночестве, чтоб встретиться с тем что там написано уже обдуманно и не испугаться.

Все участники опыта "чтения про муравьиного бога" чувствуют себя хорошо, никто не стремается хлеба в пакетиках и не ищет насекомышей на просвет.

Да и мысли о них уже в голову не лезут и из воображения их выкидывать не приходится как в первую пару дней.

Так что проблема, вроде как, решилась на волевых и самовнушении.

Но собственно меня с тех пор интересует вопрос: что за херня это была и почему три адекватных любителя ужасов и пощекотать себе нервы -

так жестко встряли в один рассказик на 50 страничек, что каждый по своему вылезал.

Вплоть до того что один напился в хлам чтоб вообще не вспомнить что было в тот вечер, хотя до этого в подобном замечен не был.

Вот такая история. Может быть, у вас самих есть свой собственный список мастеров индукции, которым в своё время удалось вас неприятно зацепить? Поделитесь? Страна должна знать этих токсичных героев.

Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там

Общая психопатология, Частная психопатология, Место для дискуссий

Previous post Next post
Up