Однажды, ещё будучи студентом, услышал на кафедре психиатрии старенького (во всяком случае, тогда он казался мне именно таким) профессора одну сентенцию. Мол, каждый психиатр в процессе постижения психиатрического дао проходит три стадии.
Первая - «все больны, всех нужно срочно лечить!» Вторая - «лечить или не лечить?» И третья - «а может, лучше не лечить?» Он сразу предупредил, что сие есть шутка, просто следует помнить о доле шутки в каждой таковой. Вот как раз ту самую долю правоты этой сентенции и начинаешь понимать со временем. Понимать - и от души сочувствовать нашим пациентам. Им и так судьба подкинула подарочек, а тут ещё мы, все из себя такие красивые.
Постараюсь развернуть мысль. Да, я вполне допускаю, что есть такие люди, которым просто на роду написано стать прекрасными психиатрами. Вероятно, они и на свет-то рождаются сразу в смирительной рубашке белом халате и родимым пятном в виде подписи «Психиатром годен» и автографом Эмиля Крепелина (психологи - соответственно Зигмунда Фрейда). Но таких всё же единицы, на грани статистической погрешности. Основная же масса в психиатрию приходит обычным путём: кому-то понравился этот цикл во время учёбы в институте, кому-то оказалось удобнее выбрать эту специальность по финансово-бытовым соображениям, кого-то сманили друзья-знакомые - всяко бывает.
А теперь, внимание, вечный медицинский вопрос: медицина - это искусство или ремесло? Если ремесло, то достаточно в точности освоить матчасть, набить руку - и специалист готов, далее только упорный труд сделает из обезьяны врача второй категории. Если искусство - то матчасти достаточно лишь для получения общего представления, основ, а дальше - как хватит собственного таланта и вдохновения. Нет, я понимаю, что сейчас утрирую, но, судя по отношению, сложившемуся к медицине и медикам, эту отрасль помещают куда-то между ремеслом и сферой услуг. И ждут, что молодой специалист, закончив интернатуру, уже готов к труду и обороне.
В принципе, во многом так оно и есть. Да, готов. Но я прекрасно понимаю и главврачей, и заведующих отделениями, которые на полгода, а то и год прикрепляют к такому молодому специалисту куратора из опытных коллег. Да и медсестру, если повезёт, стараются опытную к нему пристроить (это если речь идёт об амбулаторном приёме). Подскажут, поправят, где по рукам нежно шлёпнут, а где и по шее. Почему так?
Да потому, что психиатрия - это всё же не франшиза в полном смысле этого термина. Невозможно во время учёбы и интернатуры охватить все нюансы, с которыми придётся столкнуться на практике - да что там, даже малую их часть и то с трудом удастся показать. Кроме того, есть масса моментов, по которым не то что между разными школами и кафедрами - в пределах одной-то нет единодушия во взглядах и подходах. А кто успеет рассказать молодому психиатру о тонкостях действия тех лекарств, того волшебного чемоданчика, которым ему придётся пользоваться вот прямо сразу? А нюансов, поверьте, много, и они ну очень отличаются от всего того, что написано в инструкциях к препарату. То есть, инструкции не врут, но в них не отражено и половины всех практических моментов. Кто в интернатуре подскажет различия в мотивах и поведении одного и того же пациента с таким-то диагнозом и таким-то складом личности в амбулаторных условиях, в отделении и в дневном стационаре? А если у него ещё и в семье определённая ситуация сложилась? И это только одна часть проблемы.
Есть и другая. Молодой специалист, как правило, рвётся в бой добра с разумом. Он пока ещё чувствует за своими плечами всю мощь науки, он горит желанием всех вылечить. Но делает это пока ещё согласно букве, а не духу. То есть, так, как его успели научить. Он знает, что правильно делать вот так и вот так, но знает потому, что так говорил великий (подставьте нужную фамилию). Вся его мудрость пока - это мудрость заимствованная. Как у наших диванных экспертов, дружащих с Википедией и великим Гуглом. И минимум сомнений. Никого не напоминает? И хорошо, если со временем (к счастью, в большинстве случаев так и происходит) практика, как критерий истины, урежет этого осетра. И появятся сомнения в абсолютной правоте выученных догм. А потом придёт и понимание, что психиатрия-то, по сути - одна из самых молодых отраслей медицины, и белых пятен в ней куда больше, чем где-то ещё. И что лекарства имеют все пятьдесят оттенков действия, помимо задекларированных. И что пациент - это прежде всего личность, и только потом объект терапии. И своим сомнениям иногда надо всё же верить. Хуже, если такого понимания не приходит - тогда мы получаем паладина от психиатрии: без страха и упрёка, с дальним светом стандартов лечения в глазах. И мне, если честно, трудно сказать вам , кто для пациента хуже - вот такой паладин или выгоревший и циничный коллега.
К счастью, большинство коллег всё-таки благополучно проходят тот самый первый этап и переходят к второму, а затем, вероятно, и к третьему. О франшизах в психологии и психотерапии поговорим как-нибудь в следующий раз, если вдруг кому интересно.
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в
Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там