"Русский поп жену привёз"

Nov 18, 2020 11:03





Эту историю я подглядел некогда у stannum99 и решил, что она очень даже пойдёт в копилку истории психиатрии допетровской поры на Руси. В принципе, всё логично с определением безумца в монастырь тогда было: в монастыре и присмотрят, и приструнят при надобности, а там молитвой и постом, глядишь, душа и успокоится.



На помощь святых тоже возлагались определённые надежды.  Приведу вам один из запечатленных в летописях той далёкой эпохи примеров такой помощи, чтобы было понятно, на что люди уповали. Но сначала сделаю отступление, чтобы рассказать о самом святом, который чудесным образом исцелил болящего. История обретения святости заслуживает того, чтобы вы с ней познакомились  - уж больно она... впрочем, судите сами.



Варагнер-фиорд

Есть в Северной Норвегии, у жителей Варангер-фьорда, старинная поговорка касаемо погоды, когда на море поднималась волна, и на берег накатывался туман: «Russisk presten brakte sin kone». То есть, «русский поп жену привёз». А наши поморы, если кто слишком ретив оказывался, говаривали: «Ну что ты прёшь, как Варлаам против ветра!» Помнят в тех краях святого Варлаама Керетского. Помнят и почитают. Молятся ему за спасение на тех суровых водах.



А вот святым он стал необычным образом - впору триллер снимать. Годы жизни Варлаама Керетского - тогда ещё звавшегося Василием - приходятся на годы правления Иоанна Васильевича, который Грозный. Родился Василий в 1505 году в семье поморов и отроком отправлен был на обучение слову божьему в Шуерецкий скит, к старцу Зосиму и преподобному Феодориту Кольскому. Учили его не абы как, а по книгам, что по тем временам нечасто встречалось, особенно в тех краях.



Село Шуерецкое

В 1535 году Василий женился, а там и карьерный рост пошёл: сначала диаконом его рукоположили, потом иереем, а там и настоятелем в Никольскую церковь, что в Колах, настоятелем отправили. Если верить преданиям, то в бытность свою настоятелем этой самой Никольской церкви довелось Василию отправиться на разборки с бесом (а может, то был местный нойда или гейду), что обосновался на Абрам-мысе и вконец берега попутал: жертв требовал, поганый, даже с тех рыбаков, кто крещён был. Василий этого нечистого рэкетира святым распятием да незлым божьим словом с мыса, соответственно, погнал. Бес, соответственно, обиделся. Пообещал ответочку прислать при случае. И ведь не обманул, чёрт злопамятный.



Часовня на реке Кереть

Как вернулся Василий с женой в родное село Кереть (было это в 1540 году, перевели его служить в Керетскую Свято-Георгиевскую церковь), стал вдруг её ревновать ко всему, что стоит. Да так сильно, что однажды в припадке ревности и убил до смерти. Правда, архимандрит Сергий Шелонин, насельник Соловецкого монастыря, возражает: не так всё было, это попадья у Василия бесноватой стала, сельчан в смущение и соблазн вводила, а отец Василий принялся её лечить, беса изгонять, да толкнул под руку лукавый - вот и случилось непоправимое.

Как бы там ни было, схоронил отец Василий жену, да и отправился в Колу к архимандриту Феодориту на покаяние. Суров был преподобный Феодорит (за что его братия в 1548 году из Троицкого Усть-Кольского монастыря поперла, жалуясь на слишком строгий устав внутренней службы), и епитимью на отца Василия наложил такую, что... впрочем, судите сами. Три года вменялось отцу Василию катать свою покойную жену в гробу на карбасе от Керети до Колы и обратно. И при этом строжайше поститься: даже рыбу -  и ту только раз в год на Пасху вкушать.

А теперь представьте себе картину: возвращается в Колу батюшка, эксгумирует свою убиенную супругу, грузит в карбас и отчаливает в бурное море, распевая покаянные псалмы пророка Давида. Море, кстати (если верить тем, кто описывал житие Варлаама, конечно), все три года этого покаянного плавания было бурным: то ли Господь гневался, то ли нойды и гельду подшаманили. Рыбакам и жителям тамошнего побережья три года приходилось видеть, как среди волн и тумана идёт по морю лодка с гробом, а порывы ветра доносят речитатив молитвы. Это вам не какой-нибудь летучий голландец (впрочем, он лишь спустя век появится), это русский поп жену везёт!





На исходе третьего года, у переволоки на Святом Носу, увидел отец Василий корабельных сверлил во множестве великом. Бичом местных вод были эти морские черви, не один корабль отправился ко дну, будучи ими продырявлен. Вознёс отец Василий молитву Господу, окропил воду морскую водой освященной - и случилось чудо. Вернее, массовая гибель и массовый же исход тварей, сделавшие «путь благопроходен». (Здесь должна быть реклама: фумигатор Варлаама, спрашивайте во всех православных монастырях)



И понял отец Василий: вот он, знак! Простил его Всевышний, явив свое благоволение. Похоронил он, наконец, останки жены, принял постриг и имя Варлаам, да и удалился - вначале к устью речки Керети, а там и на Чупскую губу, но неприметный островок.



Чупская губа

Обрёл он дар исцеления и чудотворения, прозорлив был, чем и помогал народу. Умер он в 1589 или 1590 году: точнее сказать сложно, поскольку не на людях жильё варлаамово было. Нашёл его тело кто-то из крестьян, которые хаживали к Варлааму с гостинцами да за словом мудрым, привез в Кереть и там похоронил.

А чудеса с его смертью отнюдь не закончились. Вот фрагмент из «Повести о житии Валаама Керетского»:

«Бысть некто от велмож царевых правя в Колском остроге при благоверном царе Михаиле Федоровиче всеа России после Литовския войны. Ему же имя Гурий Иванов сын Волынцов. Бысть же ему черная болезнь. И недоумеющуся, како бы ему болезни тоя избыти. И явился ему святый Варлаам в той болезни, во образе иноческом, глаголя: «Не скорби, человече, избавит тя Бог от тоя болезни». Той же муж начат глаголати ему: «Кто еси ты, господине мой, и откуду?» Он же отвеща ему: «Аз есмь Варлаам ис Керети». Той же велможа возобнув от болезни своеа, яко от сна, и начат поведати еже виде и вопрошати, кто есть той Варлаам. И поведаша ему во граде живущии: «Той в древняя лета таков муж свщенствовав в Колском остроге и после жилиноком в Керети, тамо и преставился». Той же велможа посла на взыскание, ктоесть тоя веси живущий в том граде. И обрете пришелца, керецские волости жилца Василия именем, пореклом Мухина, и вопрошая его о святем Варлааме, како и где положено честное тело его. Он же Василий поведа ему подробну вся, яже о святем, и яко в небрежении ему на месте, на нем же положен, тамо и почивает. Той же предреченный велможа Гурий начат с тем Василием совещати, дабы сотворити сень над гробом святаго Варлаама и крест поставити. И даст ему сребро на устроение. Василий же той взем сребро и прииде в Кереть, и по повелению онаго воеводы содела гробницу над гробом святаго. Велможа же той избавлен бысть от духа нечистаго молитвами преподобнаго Варлаама» Как тут не понадеяться, что и за тебя кто-то из святых помолится, да нечистого изгонит?

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там

История психиатрии

Previous post Next post
Up