Пора продолжить рассказ об
истории психиатрии. Как вы помните, одна из первых попыток посчитать и разложить душевные болезни по полочкам
была предпринята ещё в Древней Греции Гиппократом и его коллегами. Что примечательно, с тех пор и вплоть до эпохи Ренессанса внятных попыток как-то ещё их классифицировать более не предпринималось: предпочитали обходиться тем, что есть. Ну ещё пару-тройку терминов придумали, но и только.
И вот в начале XVII века, спустя чуть ли не полтора тысячелетия (!) нашёлся человек, сумевший наглядно показать переход количества в качество - это я о клинических наблюдениях говорю.
Феликсу Платеру на роду было написано стать учёным и врачом: его отец, Томас Платер-старший, посвятил себя медицине и был директором Колледжа в Базеле; сводный брат, Томас Платер-младший, тоже был врачом и, по совместительству, писателем. Вот и Феликс, отправившись в французский Монпелье, учится на врача и в возрасте 20 лет получает степень доктора, а вернувшись в родной Базель, становится профессором от медицины и придворным врачом, а в 1571 - врачом города (между прочем, высокая должность по тем временам) и профессором Базельского университета (тоже неплохо, тем более, что в дальнейшем он успел побывать там и деканом, и ректором).
Понятно, что на таких должностях и платили неплохо, и вскоре дом Феликса Платера уже напоминает музей: коллекция музыкальных инструментов, внушительная коллекция минералов, целый анатомический театр - ну вы представляете: черепа-руки-ноги-уродцы в спирте... Ну и произведения искусства, конечно: картины, статуи, всё как приличествует солидному человеку.
Однако, коллекционировал Феликс не только вещи. Он тщательно собирал наблюдения и клинические случаи. И когда накопилась некая их критическая масса, пришла пора обобщать и систематизировать. Что он собственно, и сделал в своем труде «Observationum Medicinalium Libri tres», что был издан на закате его жизни. На самом деле, книг он написал больше, и открытий ему принадлежит немало: к примеру, именно он, будучи знаком с открытиями в области оптики, опроверг мнение древнеримского коллеги Галена, будто зрачок воспринимает свет. Не воспринимает, писал Платер, а фокусирует: вот, глядите, это же линза, сделанная природой! Есть целый труд, едва ли не первый в эпидемиологии, «Pestbericht», в котором собраны наблюдения и оргвыводы по Базельской чуме, случившейся в 1610-1611.
Нам же интересны его мысли, касающиеся душевных болезней и устройства психики в целом. Платер пишет:
«Человек обладает ощущениями двоякого рода: внешними - зрением, слухом, осязанием etc. - и внутренними: рассудком, воображением, памятью. Все эти способности составляют в общей сумме то, что мы называем сознанием (mentis). Воображение, интеллект, память могут быть расстроены в отдельности или совокупно. Эти расстройства бывают четырех родов: 1) ослабление, 2) усиление, 3) уничтожение, 4) извращение функций»
Опираясь на эти четыре отклонения, Феликс Платер строит свою классификацию душевных болезней:
I.Memtis imbecillitas (ослабление сознания)
1.Hebetudo (буквально - впадение в детство, как высшая точка слабоумия). 2.Tarditas (заторможенность; Платер применял термин к людям со слабой фантазией, лишённым изобретательности и талантов). 3.Oblivio (не путать с компьютерной игрушкой; это - забвение, или часто встречающееся к старости ослабление памяти). 4.Imprudentia (или непреднамеренность - это когда суждения поверхностны, критика слаба, а выводы - поспешны, то есть, как сказали бы врачи сейчас - лобная симптоматика).
II.Mentis consternatio (возбуждение, смятение сознания).
5.Somnus immodicus (чрезмерная сонливость). 6.Carus (кома). 7.Lethargus (летаргия). 8.Apoplexia (апоплексия, она же удар). 9.Epilepsia (и переводить не надо). 10.Convulsio (конвульсии, судороги). 11.Catalepsia (каталепсия - видимо, кататоников с их ступором тогда тоже хватало). 12.Ecstasis (тоже ясно и без перевода).
III.Mentis alienatio (отчуждение сознания, невменяемость, помешательство).
13.Stultitia (глупость). 14.Temulentia (опьянение). 15.Amor (да-да, любовь). 16.Melancholia (ну вы поняли). 17.Hypochondricus morbus (собственно ипохондрия). 18.Mania (перевод не нужен). 19.Hydrophobia (водобоязнь, или бешенство). 20.Phrenitis (френит, как его описывали при Гиппократе, или воспаление души). 21.Saltus Viti (пляска святого Вита)
IV.Mentis defatigatio (утомление, истощение сознания).
22.Vigiliae (бодрствование ночами, или сбой режима сна-бодрствования). 23.Insomnia (бессонница).
При этом Платер не только смог разложить (и для тех времён, поверьте, очень толково и подробно) помешательства и душевные немочи по полочкам. Он ещё и о вероятных их причинах не забыл. Причём, что примечательно - ни слова о карах господних или чёрном колдовстве. Зато упоминаются причины внешние и внутренние. И наследственность, к слову - особенно для глупости, или stultia. Благо примеров хватало: в Швейцарии, в кантоне Вале (оттуда рекрутёры даже парней для военной службы старались лишний раз не нанимать), в Каринтии, в Брицгертале...
Опьянение, или temulentia, происходит понятно от чего. Птичка перепил его вызывает. Причём в качестве примера Платер описывает не просто хмельное состояние, а явные случаи патологического опьянения: один принимает полоску лунного света на земле за ручей и пытается плавать и плескаться (и хорошо, если не нырять); другой вдруг воображает себя берсерком; третий останавливается около то ли фонтана, то ли ручейка, чтобы облегчить мочевой пузырь, и остаётся там надолго: журчит же, и не прекращает!
Среди внешних причин (помимо явных, вроде удара тупым твёрдым предметом или хорошей дозы спиртного) Платер приводит и такие, которые могут вызвать у человека animi commotio, то есть, жизненное, или душевное потрясение. И проявляется такое потрясение так, что человек ведёт себя будто помешанный.
Вот, например, учёный, уважаемый, солидный и богобоязненный муж, образец благочестивости и верный сын церкви - но всякий раз, присутствуя на проповеди либо просто задумываясь о религиозном, с ужасом ловит себя на том, что в голову лезут всякие непристойности. А вот дама, которая нежно и преданно любит своего супруга-письмоводителя, но очень боится, что возьмёт нож да и зарежет его. Любя, естественно. Сами понимаете, какое уж тут душевное равновесие. И ведь гонит от себя эти дурные мысли, а они опять... То есть, по сути, Феликс Платер и тут оказался первым, кто описал клинику невроза навязчивых состояний.
Вы, наверное, заметили, что и любовь тоже попала в список помешательств. Да на полном серьёзе, а не как современный нам фейк про F 63. Да, Платер много пишет о влюбленности, вернее, о влечении, как о разновидности помешательства, но и примеры приводит из области патологической сексуальности. Например, трагическая в своём бессилии любовь старика к юной прелестнице. Или влечение видного мужчины, женатого на красавице, к уродливой служанке соседа. Или самоубийство из-за любовных терзаний - лишь потому, что человеку так и не хватило смелости признаться в чувствах предмету своей страсти, зато хватило решимости залезть в петлю.
P.S. Мой проект «
Найди своего психиатра» продолжает работать и расширяет свою географию: теперь, помимо Москвы и Тольятти, в нём участвуют коллеги из Санкт-Петербурга, Иваново, Нальчика, Ростова-на-Дону и Владивостока. Есть коллеги из Донецкой области. Внимание! В проекте работает опытный юрист, готовый дать консультацию и оказать помощь
по целому ряду вопросов. Есть коллеги, которые могут помочь с решением ряда
экспертных моментов. Есть
сеть пансионатов для пожилых пациентов с деменцией. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация - заглядывайте, изучайте и обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.
С проектом сотрудничают
коллеги из Швейцарии, готовые оказать свою помощь при целом ряде зависимостей (игровой, алкогольной, амфетаминовой и пр.)
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в
Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там