Ещё шажок к пониманию природы "голосов"

Oct 22, 2019 11:05





Вчера, рассказывая об особом строении слуховой коры у тех, кто слышит «голоса», я обещал вам поведать ещё кое о каких открытиях, сделанных в этом направлении. То есть, на пути к пониманию, что такое слуховые галлюцинации и откуда они берутся. Рассказываю, раз обещал.



Это открытие сделано в Мемфисе (не в том, который в Египте, а в том, который в Штатах), в госпитале - вы не поверите - святого Иуды. Вначале была выявлена цепочка нервных клеток, которая и является, по сути, мишенью действия большинства нейролептиков. Она связывает ряд анализаторов коры, в том числе слуховой, с таламусом. Сигналы в этой цепочке передаются с помощью нейромедиатора дофамина, о котором я вам уже рассказывал. Таламус - это, помимо прочих его важных функций, ещё и мощный центр обработки и перераспределения информационных потоков в мозге. Это, скажем так, информация для затравки.

Следующим шагом учёные обнаружили молекулу микро-РНК, которая играет ключевую роль в работоспособности этой цепочки. Как играет? По принципу «нет ручек - нет печенек». То есть, когда этой самой микро-РНК достаточно, и цепочка нейронов работает как часы, и сигналы по ней проходят как положено.

Но стоит возникнуть дефициту этой микро-РНК, как работа цепочки нарушается. Как именно? Эта самая молекула, которую назвали коротко (поверьте, полная формула тянет на хороший такой биохимический загиб) miR-338-3p, управляет сборкой особых рецепторов, Drd2, на поверхности клеток той самой цепочки. И регулирует их количество, не давая образоваться избытку. Эти рецепторы откликаются на дофамин. Если по какой-то причине (а в основном эта причина генетическая) микро-РНК мало, то и количество рецепторов Drd2 в клетках цепочки, и прежде всего в клетках слуховой коры, начинает расти. И когда такое происходит, нарушается связь этого отдела коры с таламусом: регулирующие сигналы оттуда проходят заметно хуже. Зато чувствительность клеток этой области к дофамину растёт, плюс кора начинает работать сама по себе - ну или «тихо сам с собою», если хотите. Вот и начинает слышаться всякое разное - во всяком случае, учёные считают, что так оно происходит.

Соответственно, напрашивается и новый подход к лечению: сами молекулы miR-338-3p или механизмы, стимулирующие их образование. Боюсь только, стоить такой препарат, если его сделают, будет ой как недёшево. Одна надежда на биохакеров...

Общая психопатология, Не наша медицина, Частная психопатология

Previous post Next post
Up