Пора продолжить наш ликбез, а то с прошлого года ещё ничего не писал. На чём мы остановились? Ах да, на
бешенстве чаек и на кислоте зомби, которая это самое бешенство у птиц вызывала, а людей вообще и убить могла. Почему, собственно? - задали себе вопрос учёные.
Нет, ещё один яд в копилочку - это очень даже неплохо, это вам любой из Медичи скажет, а у Сфорца на гербе вон вообще змеюка изображена. Но надо же разобраться, как он действует. Чтобы точно знать, сколько травить в миллиграммах. Ну и антидот знать, если самих вдруг того (хотя нас-то за что?)
Выяснилось, что этот яд - продукт эволюции растений (в том числе и водорослей). Своего рода защита. Кому приятно, если тебя ест какое-то животное? Ну рыба там или моллюск слопают - тоже ничего хорошего, хотя даже из такой ситуации как минимум два выхода. Но надо же решать вопрос глобально и стратегически. Вот и выработали со временем некоторые нетолерантные растения яд для своих пожирателей: мол, раз вы ни увещеваний, ни табличек, где хлорофиллом по белому все тезисы изложены, не понимаете - жрите, гады. Только потом не жалуйтесь.
Вот как раз домоевая кислота и оказалась одним из таких выношенных эволюционной межцарственной ненавистью токсинов. И действует она, как выяснили учёные, на те рецепторы головного мозга, которые возбуждаются при виде глутамата. Активируют их просто неимоверно. Итог: судороги, помрачение сознания и смерть у людей, психозы у птиц.
Глутаматные рецепторы - они вообще практически все возбуждающие. Я имею в виду не совсем то, о чём можно было бы подумать, я имею в виду - не тормозящие. То есть, где бы в нервной системе ни объявился глутамат (он же глутаминовая кислота) - он найдёт тот самый глутаматный рецептор, которое к нему чувствителен, вызовет импульс, нервное волокно передаст этот импульс дальше, и дальше, и дальше...
Всего таких глутаматных рецепторов сейчас найдено порядка десяти типов - очень много за что они отвечают. И так получается, что именно глутамат, действуя на них, участвует в передаче нашим мозгом и нервной системой основного информационного потока: шутка ли - где-то 40% нейронов его вырабатывают и на него откликаются. То есть, чуть ли не вся сенсорика, плюс память, плюс команды на движение, пока эта команда не дошла до мышц - это в подавляющей массе своей передаётся от одной нервной клетки к другой посредством пляски глутамата на их окончаниях.
И тут возникает вполне закономерный вопрос: но чёрт возьми, Холмс, как??? почему же мы все ещё не померли от судорог и не впали в зомбиподобное состояние? Ведь этого глутамата вокруг - хоть афедроном обкушайся! Даже если не считать пищевую добавку Е621, то есть, глутамат натрия, хотя и её в мире ежегодно пару килотонн употребляют. Мы же его с пищей столько получаем! От 5 до 10 граммов в сутки - и живы до сих пор. Вот вам, к примеру, его содержание в миллиграммах на сто граммов продукта:
Молоко коровье 2
Сыр пармезан 1200
Яйца птицы 23
Мясо цыплёнка 44
Мясо утки 69
Говядина 33
Свинина 23
Треска 9
Макрель 36
Форель 20
Зеленый горошек 200
Кукуруза 130
Свекла 30
Морковь 33
Лук 18
Шпинат 39
Томаты 140
Зеленый перец 32
Да колбасить же всех должно, особенно злостных пармезанщиков! Ан нет, не всё так просто. Даже если принять на грудь пару ложек чистого Е621, возбуждение будет - но как от стакана хорошо заваренного чая, не более. Всё лишнее отсечёт особый барьер между кровью и всем, что она несёт, и мозгом - гематоэнцефалический. Мол, лишнего нам не нать, таможня берёт добро и всё такое. В самом же мозге действует почти исключительно тот глутамат, который выработали и накопили в нервных окончаниях сами клетки.
Так что от котлеты или сосиски возбуждение вы получите разве что умозрительное. И в судорогах биться не начнёте (если, как я уже писал выше, домоевую кислоту не проглотите перед этим). Кстати, тот самый «мясной» вкус, который, наряду с кислым, солёным, сладким, определяется отдельными, особыми вкусовыми окончаниями - это глутамат и есть.
Вот таков хорошо знакомый вам на вкус нейромедиатор. Вкус других не столь очевиден и всенародно известен, но это ведь не повод с ними не знакомиться, верно?