- Эдип, ты не прав!
© Царь Лай, уворачиваясь от посоха.
Я мимоходом коснулся комплексов, в том толковании, как их понимал Фрейд и его последователи - когда рассказывал
историю про одного интерна, а также когда сомневался в том, что одними лишь
раскопками подавленного конфликта можно вылечить человека. Вполне закономерно возникает вопрос: а какие вообще комплексы существуют? Хотя нет, вернее было бы сказать - какие находят, исходя из концепции психоанализа. Постараюсь их перечислить и кратко описать - так, для ознакомления.
Прежде всего отмечу, что комплекс неполноценности и комплекс превосходства - не из этой оперы. И что в отечественной психологии и психиатрии они трактуются, как, соответственно, проявления заниженной и завышенной неадекватной самооценки. А описаны они были Альфредом Адлером, основоположником системы индивидуальной психологии, который идеи Фрейда о том, что детская сексуальность играет большую роль в формировании психики и её подвыподвертов, как раз-таки отрицал. Ну а теперь вернёмся к перечню того, какие комплексы может накопать у вас психоаналитик.
Комплекс Антигоны. После того, как выяснилось, на ком же, собственно, женился Эдип, население славного города Фивы, сильно подсократившееся из-за моровой язвы - ну умели сволочные боги ставить ультиматум, требуя покарать отцеубийцу - устроило Эдипу импичмент. Жена, которая по совместительству мать, повесилась, как только узнала, кто есть кто. Сам Эдип добровольно-принудительно отправился в изгнание, выколов себе глаза, чтоб развидеть сложившуюся ситуацию. И только дочь его, Антигона, заявив, мол, злые вы все, отправилась вслед за отцом. Поскольку очень его любила. Видимо, в этой любви кое-кто усмотрел нечто большее, нежели просто дочернее чувство, поэтому теперь комплексом Антигоны принято называть неосознанное сексуальное влечение девочки к отцу и полагать его причиной ряда неврозов и извращений сексуального влечения.
Комплекс Гризельды. Что пришлось перенести терпеливой крестьянской дочери, жене маркиза Салуццкого, по вине Буйной фантазии товарища Бокаччо, сделавшего её одной из героинь своего «Декамерона» - лучше один раз прочесть. Сейчас же комплексом Гризельды принято называть этакий поздний вариант Эдипова комплекса, когда отец хочет сохранить дочь для себя - сами понимаете, для чего - и поэтому отказывает всем претендентам на её руку, сердце и совместное хозяйство. Мол, самому пригодится.
Комплекс деда. Случается, говорят, такое с мальчиками. Мол, если отец главнее и круче меня, то дед наверняка круче него, ergo хочу быть дедом. И маму себе заберу.
Комплекс Дианы. В смысле, богини, а не принцессы. Диана была та ещё оторва и, можно сказать, чуть ли не первая феминистка. Чуть что не так - стрелой в глаз. Обоснуй, мол, что не винторогий козёл. А всё оттого, как уверяют психоаналитики, что у неё велосипеда предмета мужской гордости не было. Вот, продолжают они свою мысль, и с некоторыми простыми девочками так. Обнаружила, что у мальчишек есть, а у неё нет - и завидует чёрной ненавистью. И все аргументы мамы, что, дескать, когда вырастет, у неё таких много будет - побоку. Отсюда будущий невроз или перверсия какая.
Комплекс Йокасты. Йокаста - Эдипова мать. Не в смысле ругательства, а в смысле - биологическая, если верить мифологии. И вышла замуж за Эдипа, не зная, кто он такой ей на самом деле, не по принуждению, а по любви. Это потом, когда правда всплыла, случился завершённый суицид, а до того было глубокое чувство. Ну и страсть, естественно. Сейчас комплексом Йокасты называют болезненное влечение матери к сыну. Иное название этого комплекса - комплекс Федры. В те времена, когда давали имена комплексам, интернета не было, поди разгляди, один ты сидишь на своей пальме первенства, или ещё кто в тысяче-другой километров от тебя на такой же задумчиво раскачивается. Вот и появлялись такие независимые описания и названия для схожих случаев. Была у критского царя Миноса такая дочка. Вышла замуж за Тесея, а тут его сын от первого брака, Ипполитом кличут. Да такой хорошенький, аж сил никаких женских нет. Ну и давай к нему клинья подбивать. Тот в шоке: мол, геть, геть, я с милфами дела иметь не желаю, мне бы какую молодую да нецелованную. В общем, и Ипполит пострадал, и Федра суициднула.
Комплекс Каина. И сказал Бог: Каин, Каин, спроси брата своего, Авеля, болят ли у него зубки? Ну про этих братьев, я думаю, все в курсе. Сам же комплекс - это психологический конфликт, рожденный завистью ребёнка к своему брату или своей сестре - мол, родители его/её любят больше. И он тоже рассматривается, как причина возникновения невроза в будущем.
Кастрационный комплекс. Для мальчиков - это боязнь, что папа оторвёт всё нафиг. Либо за то, что руками трогал, либо за то, что подглядывал, либо ещё за что-то постыдное, но такое интересное. Для девочки - это выяснение, что то, что у мальчиков есть, у них почему-то отсутствует. И тягостные размышления, где же она могла это сломать или пролюбить. Или за что же ей это уже оторвали. И, соответственно, мечта вернуть всё как было. Вероятно, у кого-то такое действительно бывает, раз такой комплекс описан.
Комплекс Медеи. Крута нравом была колхидская царевна. С другой стороны, в чём-то женщину можно было понять: приплыл какой-то грек, она ему отдала самое дорогое, не считая золотого руна, эмигрировала с ним из родной Грузии-Абхазии в Грецию, а он, гад, на другой там женился. Отомстила Медея страшно: соперницу отравила, а потом и своих детей от Ясона поубивала. В психоанализе же комплекс Медеи - это стремление убить своих детей, чтобы отомстить мужу. Чтобы даже следа его в её чистом генетическом водоёме не осталось. А то норовят тут всякие немытые...
Комплекс Эдипа. В принципе, царь Лей сам виноват. Знал бы карму - жил бы в Сочи долго. Ну съездил ты к Дельфийскому оракулу, ну ляпнул тебе обдышавшийся этилена хмырь, что примешь ты смерть от... да при чём тут конь, от сына - так что, сразу чадо в расход, покалечив ноги и выбросив под Кифеоном? Ну тогда уж прибил бы качественно, чтоб появилась уверенность в завтрашнем дне. А мальчик-то не только выжил, но и крепким парнем вырос. Кстати, и Лея прибил, толком не поинтересовавшись, кто он по жизни. Так бы, глядишь, и избежал... ну если не отцеубийства, то инцеста с матерью точно. Но что вышло, то вышло. Пришёл герой в Фивы, уконтрапупил тамошнее чудовище, а потом к царице явился. Я, грит, сфинкса погубил? Я тебя освободил? А теперь, душа-царица, буду на тебе жениться. Что было дальше, я думаю, вы в курсе, да и я в самом начале статьи рассказал.
В психоанализе комплекс Эдипа - это влечение сына к матери и желание подвинуть отца с родительского ложа.
Комплекс Электры. Было у Агамемнона, царя микенского, и жены его, прости господи, Клитемнестры, четверо детей. Орест, Хрисофемида, Ифигения и Электра. Вот есть, есть нечто фатальное в ономастике. Назвали бы чад иначе - глядишь, оно и к лучшему бы всё обернулось. Пока Агамемнон в походы ходил, Трою воевал, к Клитемнестре стал подкатывать один козёл - кстати, если перевести имя Эгисф с греческого... Своего Эгисф добился, а потом и Агамемнона порешил: типа, нельзя так долго в командировках отсутствовать, это ж ни один череп таких рогов не выдержит. Когда маман и Ореста решила под нож пустить, Электру перемкнуло. Припрятала она брата у старого дядьки, а сама разработала многоходовочку, в итоге которой и Клитемнестру, и Эгисфа подросший Орест, в свое время избежавший ареста, и порешил. В современной трактовке комплексом Электры называют якобы возникающую у девочек на определённом этапе формирования их либидо ненависть к матери и одновременно сексуальное влечение к отцу. А комплексом Ореста, соответственно, называют подавляемое или неосознанное желание убить мать.
В общем, союз мифологии с психологией рождает таких монстров...