Этапы болезни Альцгеймера

Jan 25, 2018 12:03



Решил посвятить ещё несколько статей подробному рассказу о болезни Альцгеймера, поскольку интерес, как я вижу, имеется, и немалый. Я последовательно расскажу о том, как протекает эта болезнь, затем - о том, как её диагностируют и лечат, и, наконец - о том, какие моменты и тонкости стоит учитывать родным и близким, ухаживающим за таким пациентом. В один пост это не стоит утрамбовывать, поэтому их и будет несколько.


О том, какими начальными признаками проявляется болезнь Альцгеймера, я недавно уже писал. Да, на этом раннем этапе основным, а зачастую и единственным синдромом болезни является амнестический - то есть, потеря памяти. Причём уходит память настолько порою незаметно и исподволь, что ни сам пациент, ни его родственники толком и не скажут, когда же всё началось. Ну мало ли - рассеян себе человек, и ладно: кто из нас не таков? И только когда нарушения становятся настолько грубы и заметны, что мешают в быту, появляетс повод для беспокойства.

Нередко потерю памяти на раннем этапе сопровождают тревога и растерянность. Но это вполне закономерно: ведь человек при этой болезни поначалу утрачивает лишь память, а критика и интеллект ещё какое-то время остаются сохранными, и он отдает себе отчёт в том, что что-то с ним не так, и такая забывчивость - это не нормально.

Сколько может длиться начальный этап до момента перехода в следующий? Очень по-разному. Всё зависит от того, с какой скоростью конкретно у этого пациента будет течь болезнь. Ну и отчасти от того, чем лечат и на каком этапе начали лечить. Но лишь отчасти: болезнь может взять своё даже при самом интенсивном лечении. Бывают случаи, и не редкие, когда годами заболевание лишь постепенной утратой памяти и ограничивается. А бывает злокачественное, молниеносное течение болезни, когда личность разваливается за четыре года или пять лет.

На следующем этапе начинает страдать не только автобиографическая память, касающаяся событий, происходящих конкретно с человеком, но и память семантическая - то есть та, которая ведает словами, знаниями, символами, их взаимосвязью, а если брать глобальнее - то в целом опытом, обобщёнными сведениями и целыми культурными пластами, накопленными обществом - в той части, которую усвоил отдельно взятый человек за время своей жизни и обучения. Вот эти знания, их взаимосвязь и начинают забываться. Начинает страдать и процедурная память: то есть, уходят давно въевшиеся двигательные навыки. Представьте себе - каково обнаружить, что вы не помните, как писать или готовить привычную уже столько лет яичницу? Да и автобиографическая память стирает всё более ранние события - и снова в полном соответствии с законом Рибо, то есть от недавних к давнишним. До тех, что происходили в детстве и юности, дело ещё не дошло, но и их очередь настанет. Вполне закономерно, что на этом этапе к потере памяти присоединяется и снижение интеллекта. Ещё одна вполне ожидаемая закономерность - конфабуляции: пробелы в памяти восполняются событиями, не имевшими места в жизни пациента.

На этом же этапе теряется критика к болезни. Человек уже просто не замечает, что с ним что-то не так. И если на раннем этапе он вполне мог бы жить самостоятельно, обслуживать себя, ходить в магазин - пусть со списком, но всё же - то на этом этапе он уже не обойдётся без посторонней помощи: ведь с процедурной памятью утрачиваются и бытовые навыки. Именно на этом этапе человек из растерянного может стать подозрительным, обидчивым, даже агрессивным: ему кажется, что родня ворует у него вещи и продукты, обижает, притесняет. Да и родня ли это? А не двойники ли?

Сюда же, в общую клиническую картину, добавляются такие симптомы, как бесцельное перебирание вещей, хождение из угла в угол, стремление уйти из дома - вот так эти люди и теряются. У многих нарушается цикл сна и бодрствования, вплоть до полного его переворачивания, когда человек весь день спит или просто вял и сонлив, а ночью - невероятно шустр и возбуждён. Может меняться пищевое поведение - с отказом от еды либо, напротив, обжорством, с внезапно появившейся тягой к спиртному, с детской привычкой тянуть в рот всё подряд, что-то постоянно жевать.

На последней стадии пациент уже не может не то чтобы обойтись - выжить без постороннего ухода. Бытовые навыки утрачены полностью, одеться, помыться, дойти до туалета - а где он, кстати? - человек уже не может, да и не контролирует он свои физиологические отправления. Ни бреда, ни конфабуляций уже не наблюдается: ну нечем человеку уже бредить и конфабулировать. Он и разговаривать-то уже почти разучился. Лежит себе и лежит в кровати. Смерть чаще всего наступает либо от присоединившейся инфекции - той же застойной пневмонии, например - или от других обострившихся болезней, с которыми ослабленный организм справиться уже не в силах.

Частная психопатология

Previous post Next post
Up