Продолжая тему о том, как быть дальше и что делать с нашей многострадальной психиатрией в частности и с медициной в целом, хотелось бы коснуться образования.
Свежий пример. С прицелом на будущее решила я получить новую врачебную специальность. Не буду говорить какую и где, не суть важно, я не думаю, что это специфическая проблема данного учебного заведения.
Прошла сертификационный цикл в течение 4-х месяцев. За время обучения я не получила от преподавателей никаких знаний. То есть вообще. Абсолютно. Все, что я вынесла с цикла, было получено благодаря самостоятельной работе с литературой. Которую я тоже подбирала сама. В ответ на массовое недоумение и возмущение обучающихся, нам было сообщено, что нам дается возможность наработать свой опыт и навыки, благодаря полученному сертификату. Делиться же своими наработками с нами никто не собирается. Нет, мы конечно можем приобрести за дополнительную цену некоторые методические материалы. А остальное - сами, пожалуйста. Сертификат я даже забирать не стала. Плюнула на потраченные деньги и забила. Потому что чувствовать себя недоучкой противно, сама я смогу осилить только теорию, а набивать шишки на практике без присмотра преподавателя опасно для пациентов.
Зато получила представление о том, как сейчас учат будущих врачей. Вспомнила соседскую дочку, которая жаловалась, что преподаватели медвуза на ее вопросы отмахиваются и говорят, что, мол, сама в Интернете ищи. А они здесь для того, чтобы проверять качество усвоенных знаний. Я ведь ей не верила.
Я не скажу, что наше образование было оптимальным. Мне особо не с чем сравнивать. Но оно однозначно было лучше того, что я вижу сейчас.
И я сейчас ратую за то, чтобы максимально повысить заработную плату преподавателям ВУЗов. Я за то, чтобы у них не было необходимости подрабатывать где-то еще и приторговывать методичками. Я за то, чтобы они могли спокойно сосредоточиться на своей работе. И за то, чтобы они дорожили ею, не хотели ее потерять. За то, чтобы они выкладывались на ней. За то, чтобы на место преподавателя был конкурс, чтобы было из кого выбирать.
И второе. Я за то, чтобы прекратить платное обучение в медицинских университетах. Хочешь быть врачом - учись. Призвание у тебя, говоришь? Так грызи гранит науки, поступай, пусть не с первого раза, но если это твое, ты прорвешься.
Посмотрела на сайте нашего Самарского медицинского, кого они набрали на платное. Мама дорогая, там люди со 120-140 баллами не редкость. Это ж уровень, с которым в наше время в хорошее медучилище не брали! И что, они доучатся и будут людей лечить?
Я за жесткий конкурс и жесткий отсев на медицинских факультетах. У нас куча народу с первого же курса вылетела. И с третьего, после жесткой летней сессии тоже немало. И никто это как вселенскую несправедливость не воспринимал. Все нормально, не потянули - свободны. Зачем их сейчас тянут за уши до диплома? Ах, финансирование идет в зависимости от числа студентов? Значит, менять это надо. Не надо числом брать, качество должно быть на первом месте.
Я за очень тщательную подготовку медицинских сестер. Это очень недооцененная работа, но очень и очень важная. Это люди, которые могли бы в теории взять на себя всю медицинскую рутину. Сейчас же клизму не каждой из них доверишь поставить.
Пусть сейчас мы уже развалили все, что могли. Но надо задуматься о будущем. Время строить. Наше поколение медиков не в той ситуации, чтобы рассчитывать на что-то для себя. Но мы еще можем передать наш опыт молодым. Главное, чтоб они были способны его воспринять.