Бьюти-фашизм

May 08, 2017 13:03




И построил человек дом в горах, но лавина погребла его под собой. И построил человек дом в лесу, но пожар не оставил и следа от его стен. И построил человек дом у берега моря, но огромная волна смыла его. И построил человек дом в пустыне, но пески поглотили его. И спросил человек у Бога: «Господи, за что мне все эти муки?» И ответил голос с небес: “РОЖА МНЕ ТВОЯ НЕ НРАВИТСЯ!» Так выпьем же, друзья, за обаяние.
Тост, на правах эпиграфа.


Эта моя статья тоже не появлялась тут, в журнале, но я полагаю, что имеет смысл вам её показать.
Одна из особенностей точной науки (прелесть или ужас - это уже на ваше усмотрение и исходя из диспозиции относительно баррикад) заключается в том, что она привыкла оперировать цифрами. Ну, хорошо, для лиц, приглашённых на симпозиум с фуршетом - ещё и цветными диаграммами, чтобы отвлечь от накрытых столов. Для совсем уж широких масс можно прибегнуть (позор, конечно, но иначе не будет ни рейтинга, ни рекламы) к переводу мегалитров в тысячи бассейнов, а мегаджоулей в количество бомб, равных сброшенной угадайте куда. Но это будут именно цифры. И никаких сравнительных эпитетов, вроде «комичнее, чем Ришар, но не такой странный, как Джонни Депп». И как, скажите, доказывать оппоненту, что красота - это страшная сила? А неровен час, тот захочет узнать, сколько это в ньютонах?

И всё же однажды такое исследование было проведено. В 1994 Дэниел Хамермеш и Джефф Биддл представили внимание публики статью в журнале American Economic Review. Она явилась результатом титанического кропотливого труда, полномасштабного исследования, которое охватило США и Канаду, и достоверно показывала, что если сила в деньгах, то красота - это сила. Выходило так, что чем красивее человек, тем он больше зарабатывает. Причём просчитано всё было точно, и выходило, что люди со средней внешностью зарабатывают на 5% меньше, чем красавцы, но на целых 10% больше, чем некрасивые. И это вне зависимости от интеллектуальных данных, профессионализма и общей широты души. И гению с наружностью Квазимодо будет куда сложнее заработать столько же, сколько посредственности с ликом, скажем... ладно, пусть будет Марлон Брандо.

Даже кредиты, как выяснилось, красавцам дают проще, непринуждённее, в больших объёмах и под меньший процент. Нет, нет, возвращать, конечно, приходится даже тем, у кого внешность топ-модели, но тем не менее...

Безусловно, причин такому положению дел можно найти много, даже не проводя серьёзное статистически достоверное научное исследование: здесь и подсознательное стремление оставить гены этого чуда в своём потомстве (если пол противоположный), и более абстрактное и отвлечённое любование красотой (если совпадает пол и не позволяет ориентация), и находящаяся на должном уровне самооценка и уверенность в себе у носителя всего этого великолепия, позволяющие ему проявить себя должным образом.

И ещё одна причина, о которой не стоит забывать. Это индустрия красоты, включая ту же косметическую отрасль с её более чем многомиллиардным (в долларах, естественно) годовым оборотом. Принцип прост: если даже потребности нет, её надо создать (даже если для этого нужно убедить представительниц прекрасного пола в том, что мягкое и квелое лучше твёрдого и вертикального). А уж если она существует - холить и лелеять. Много ли некрасивых людей снимается в рекламе или становится лицом косметической компании? То-то.

Вот тут-то и происходит переломный момент, когда человеческая красота становится не просто возможностью быть привлекательным как объект чьих-то эротических грёз и порнографических фантазий. Она становится и капиталом (пусть и не столь долговечным, как слитки драгметаллов), и показателем статуса. Одна только стоматология чего стоит: политики и звёзды, бизнесмены и модели - все одержимы состоянием своих зубов так, словно им на торгах перед конезаводчиками выступать. И никуда не денешься: noblesse, что называется, oblige. И всё было бы просто: вот умные, вот красивые, вот чудо природы, вот её ошибка, а вот страх господень, но человек получил возможность к апгрейду. И превратился божий замысел в корпоративный промысел.

Красота из данности (или отсутствия оной, тут уж как повезёт) стала целью, которой можно достичь. И сохранить. И приумножить. А теперь вдумайтесь в это слово - ЦЕЛЬ. Эта штука посильнее желания. Её место в жизни человека там, куда он пускает только основные постулаты своего мировоззрения. И ещё религию, если только он не закоренелый атеист.

А если таких целеустремлённых не один, а масса? Получается или религия, или общественное движение, вроде партии или ордена. А любая религия и любая партия всегда имеет своих фанатиков и своё экстремистское крыло. Казалось бы, причём тут красота? Ан нет, даже она способна не только мир спасать, но и порождать довольно радикальные течения. Один только бьюти-фашизм чего стоит, пусть он не имеет официального статуса и не расценивается как общественное движение или религия.

Почему такое название? С beauty, сиречь красотой, всё понятно. А фашизм - отдалённое напоминание о тех, кто, заявляя о тесной, словно прутики в фашине, общности интересов и судеб, постановил, что им, наследникам римской империи и истинным арийцам, принадлежит весь мир, и что они форева, а все остальные мастдай. Так и сторонники нового течения. Нет, о блицкригах и четвёртом рейхе они не мечтают, можете не волноваться. Просто они считают, что только красивые могут (и имеют полное право) быть успешными и кушать жизнь большой ложкой, остальным положен ярлык лузера и микропипетка.

Эта идеология довольно легко находит своих сторонников: кто ж не хочет быть красивым и за это, в качестве бонуса, ещё и гегемоном стать? Возникает вопрос: как покрепче привязать обретённых адептов к себе? Есть одно верное средство. Оно общее и для религии, и для идеологии - до самой распоследней секты и партийной фракции. Какое? Всё очень просто: надо создать у прихожан (партийцев, единомышленников, нужное подчеркнуть) навязчивую идею. В идеале - навязчивый страх, на уровне фобии. Суть идеи такова: то, чем я занимаюсь - единственно правильное занятие, способное дать мне (далее - более или менее подробный вишлист). Суть страха: если я сойду с пути истинного, страшно представить, чего я лишусь в итоге и какая кара меня постигнет.

Как эта навязчивая идея возникает? Дело в том, что в каждом из нас живёт червячок сомнения. Кто-то вскармливает его правильно, но при этом умеет вовремя приструнить, и получает в итоге змея мудрости. А кто-то кормит его своей неуверенностью, ритуалами, призванными эту неуверенность хоть как-то погасить - и получает в итоге наглого боа-констриктора, готового при малейшем шаге в сторону с накатанной дорожки придушить своего хозяина: не до смерти, но довольно ощутимо для педагогического эффекта.

Вот из боязливых и неуверенных-то как раз и получаются самые фанатично преданные сторонники, о чём бы ни шла речь. И красота - не исключение.

А чем лучше всего подкрепляется любой ритуал? Нет, не оргией. То есть, ею тоже, но это уже потом. Ритуал лучше всего подкрепляется страданием. Болью. No pain - no gain (не знаю, что за мазохистская сволочь это сказала, но слово не воробей, топором не вырубишь). Вот и получается, что любая процедура, которая не приносит боли (или, хотя бы, моральных страданий), малоэффективна, плацебоподобна и вообще не наш метод.

В итоге от массажиста, которого изначально учили, что клиент практически никогда (исключения единичны) не должен испытывать боли, реалии жизни потребовали возвести оную в ранг лечебного искусства. Болят мышцы? Завяжем в узел, выжмем, попутно со слезой, а потом разгладим - и будет как новенькое. Целлюлит на бёдрах? О, это особый случай, пока не отдерёшь кожу (ну, там же столько спаек, вы должны понимать!) от мышц и костей и не превратишь бёдра в мозаичную гематому (сопутствующая аутогемотерапия, потрясающее иммуномодулирующее и противоцеллюлитное действие, если кто не в курсе), дело с места не сдвинется. Мануальная терапия тоже не отстаёт, интерпретируя хруст костей и суставов как гимн избавлению от недугов, причём даже таких, на которые вы бы и не подумали: хрусь - и кирдык болячке!

А лимфодренажные брюки, а корсеты? Это ж какая жертва со стороны внутренних органов и здравого смысла, возложенная на алтарь красоты! Похоже, скоро в клиническую практику вернётся давно забытый термин - корсетная печень. На пару с синдромом длительного раздавливания собственными брюками.

А пилинг? О да, результат, что называется, налицо и немедленный, но как тонко подобран эвфемизм к термину «травма кожи»! О, безусловно, эффект есть. И усиленная регенерация клеток тоже. Но делать это часто, применяя самые интенсивные и агрессивные разновидности - это уже выходит за рамки собственно ухода и стремительно приближается к той черте, за которой - лбы, разбитые во время молитвы.

Пластические операции - это вообще отдельная песня. Спросите любого пластического хирурга - у каждого есть несколько постоянных клиентов, периодически заглядывающие в клинику на предмет где-то подтянуть, что-то улучшить - они составляют именно ту группу, которая не даст доктору остаться без работы.

Есть и ещё две причины из-за которых многим, единожды начав работу над обретением неземной красоты, уже трудно остановиться. Во-первых, отсутствие чётких канонов. И если насчёт килограммов и объёмов худо-бедно известно, сколько вешать в граммах и отмерять в сантиметрах (и то рекомендательно и без страховки от злоупотреблений), то с тем же лицом - просто засада, невроз выбора и разгул дисморфофобических идей.

Во-вторых, отсутствие чувства меры. Точнее, отсутствие возможности остановиться на достигнутом. Объясняется оно довольно просто. В своё время А. Маслоу условно поделил потребности человека на три уровня: первый - биологические (есть, пить, дышать и т.п.), второй - социальные (занимать определённое место в социуме, зарабатывать деньги, общаться и пр.), третий - духовные (обретать духовные ценности, иметь своё мировоззрение).

Полностью удовлетворена может быть лишь потребность третьего, духовного уровня. Потребности прочих двух уровней невозможно удовлетворить раз и навсегда. В самом деле, наесться или надышаться на месяц вперёд затруднительно (а перед смертью так и вовсе). То же, хоть и не так явно - с общением и деньгами (ну, этих вообще никогда много не бывает). И как только собственная красота из данности переходит в разряд чего-то рукотворного и имеющего определённую стоимость - она автоматически становится на второй уровень - и всё, её уже никогда не будет достаточно.

Любое явление, даже самое экстравагантное и эпатирующее, однажды появившись, не может тут же исчезнуть. Ему ещё предстоит оказаться на пике популярности, чтобы уже потом пополнить ряды канувших в Лету или просто вышедших из моды. А до тех пор запасаемся чувством меры, здравым смыслом и тонко развитым чувством прекрасного. И без фанатизма, без фанатизма.

Итак, что же можно предпринять, если бьюти-фашизм коварно протянул к вам свои цепкие лапки?

Замрите и осознайте величие момента: во-первых, у вас есть то, что вы хотите улучшить - то есть красота как таковая, а во-вторых, вы таки смогли оказаться на пике модного течения, когда большинство даже не подозревает о существовании такого.

Затем вспомните свои четырнадцать-пятнадцать лет и свои тогдашние хотелки и о счастье представлялки и проследите их судьбу до текущего момента. Ирония присутствует? То-то.

Посмотрите на репродукции картин Рафаэля и Рубенса. Тоже, между прочим, классика красоты для определённого периода. А теперь на хентай и покемонов. Не верится? А ведь вполне может стать такой же классикой.

Теперь медленно вдохните, ещё медленнее выдохните и призовите на помощь силы вселенской энтропии, знание диалектического материализма и дао конструктивного пофигизма. У вас получится, надо только хорошо позвать.

Напоминаю, что мы теперь консультируем по скайпу на базе московской клиники: http://dpmmax.livejournal.com/572627.html Все подробности и условия консультаций можно уточнить по телефону клиники: 8(495)2580003

Статьи

Previous post Next post
Up