Напоминаю, что это не учебник, а именно наблюдения за моими больными, и они могут отличаться от канонических и наблюдений других врачей.
Причины все те же, что и в предыдущей статье, но последствия гораздо тяжелее.
Здесь уже речь идет о выраженных аффективных колебаниях (депрессия, мания), галлюцинаторных и параноидных расстройствах, реже - кататонические и онейроидные состояния.
Галлюцинаторно-параноидная симптоматика в отличие от таковой от шизофрении, реже имеет тенденцию к дальнейшему развитию, чаще приступы по типу «клише». При хроническом течении - многолетние стойкие «голоса» или бредовые идеи. При лечении чаще ослабевают, но не купируются полностью. К «голосам» часто критическое отношение, в отличие от той же шизофрении. То есть, человек понимает, что это патология, что с этим нужно что-то делать, а не сваливает все на телепатию и происки соседей либо инопланетян. Так же реже отмечается шизофреническая тягостность переживаний, если «голоса», то скорее нейтрально комментирующие, чем обвиняющие, приказывающие. Больные порой привыкают к такому галлюцинозу и просто его игнорируют.
Нередко, у одного и того же больного отмечается сочетание как непсихотических, так и психотических расстройств.
К примеру, у больного тяжелым сахарным диабетом, перенесшего бактериальный менингоэнцефалит, в течение многих лет фиксируется стойкая неврозоподобная симптоматика в виде неустойчивого настроения, нарушения сна, рассеянности, утомляемости, раздражительности, и на этом фоне раз в несколько лет возникают психотические эпизоды с резким снижением настроения, бредовыми идеями самообвинения, греховности.
Или, другой пациент с повторными ЧМТ и хронической алкоголизацией демонстрирует уже много лет стойкий легкий когнитивный дефект с не менее стойким психопатоподобным поведением, на фоне чего периодически выдает острые параноидные приступы с идеями отношений и психомоторным возбуждением.
У большинства психотическую симптоматику удается купировать до такого уровня, что она перестает оказывать влияние на поведение больного и не снижает качество его жизни. Но это удается не всегда.
У таких больных (в отличие от эндогенной патологии) сложнее подбор терапии, чаще побочные эффекты и непереносимость препаратов. Ввиду нарастания личностных изменений страдает мышление, с ними становится тяжело работать.
Относительно благоприятен прогноз психотических расстройств, возникших вследствие острых патологий, закончившихся выздоровлением.
Так, при инсультах, в остром периоде нередко отмечаются нарушения сознания, психомоторное возбуждение, галлюциноз, которые при выздоровлении исчезают бесследно. То же - в остром периоде ЧМТ. Выздоровлением чаще заканчиваются инфекционные и интоксикационные психозы.