«Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья»
Статья 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан
В последнее время этот вопрос прозвучал несколько раз. Сначала я честно отвечала, что ничего мы не скрываем, если больной спрашивает, все расскажем. Потом сама спохватилась, что ведь и вправду не всегда говорим. Сейчас подробнее.
Полученная информация может ухудшить состояние больного. Я уже писала об этом здесь:
http://dpmmax.livejournal.com/355820.html . Представьте, человек только что вышел из психбольницы после впервые возникшего шизофренического приступа. Мало того, что он чувствует себя еще не вполне здоровым, на него начинает наваливаться информация о том, что он теперь психически болен, а значит, могут возникнуть социальные проблемы, необходимость длительного наблюдения и лечения. Давайте еще нахлобучим его сверху страшным словом «шизофрения». А потом будем прятать от него мыло с веревкой. Я уж не говорю о том, что диагноз может оказаться и ошибочным. То есть в данном случае предоставление полной информации может навредить непосредственно самому больному. Я не говорю, что он этих сведений в полном объеме не получит никогда, но сразу же после выписки это зачастую может быть преждевременно. Или у депрессивного больного обнаруживаем признаки болезни Альцгеймера. Тут тоже надо бы его сначала из депрессии вывести, а потом уж рассказывать все как есть.
Опасность для самого врача. Я успела поработать еще и при МКБ-9, и до сих пор терминология с прошлой классификации активно используется, но МКБ-10 в этом отношении намного гуманнее. Вы не пробовали озвучивать декомпенсированному возбудимому психопату его диагноз? Сейчас добрая МКБ-10 мягко именует психопатию расстройством личности, что сильно облегчило нам жизнь.
Возможность неадекватного восприятия и трактовки полученной информации. Самая частая причина. Зачастую, в силу имеющихся прежде всего нарушений мышления, пациент просто неспособен в полной мере осознать и принять свой диагноз. При этом вследствие отсутствия достаточной критики к своему состоянию, больной нередко вообще отрицает наличие у него какого-либо психического расстройства, и большая часть объяснений в таком его состоянии просто пройлет мимо. Поэтому зря воздух сотрясать не хочется.
Недостаток времени. Еще более частая причина. Пациент приходит на прием, просветившись чаще всего Интернетом, с большим перечнем вопросов о своем диагнозе, и явно настроившись выжать из врача все что можно. И его не волнует, что за дверью еще человек 20, пункт по выдаче бесплатных лекарств через полчаса закроется, и льготники останутся без них. А врача волнует. Поэтому коротко отвечаем на самое важное, предлагаем перенести беседу на более удобное время и занимаемся остальными.
Отсутствие уточненного диагноза как такового. Далеко не всегда окончательный диагноз устанавливается сразу. И само заболевание может протекать атипично, и другие факторы могут смазывать картину, всякое бывает. Порой проходит 2-3 года до постановки окончательного диагноза.
Ну и тут же отвечаю на очень распространенный вопрос, который часто звучит как в комментариях, так и в личных сообщениях. Если вы родитель, супруг, ребенок или другой родственник нашего пациента, то информацию о его здоровье вы можете получить только с его согласия. За исключением детей до 15 лет и признанных законом недееспособными, в этом случае информация предоставляется родителям или опекуну.