Аномальная точка роста рук или проклятое место?

Apr 22, 2015 10:08




Возможно, сейчас я наступлю на несколько больных мозолей сразу. Возможно, слишком широко взмахну лопатой с отличным дачным удобрением и, угодив им в ветряк, накормлю целую популяцию троллей. Но меня всегда волновали несколько вопросов. Опустив пару насущных (есть ли жизнь после родов? Можно ли будет когда-нибудь в будущем прожить на зарплату?), остановлюсь на одном, которым наверняка когда-то хоть раз задавался любой автолюбитель. Особо параноидных предупреждаю: пост НЕ проплачен.



Итак, вопрос: почему, что бы ни делал родной автогигант, на выходе получается тазик с болтами?

Когда-то давно, слизав старенькую модель «Фиата», автозавод выпустил первую серию «копеек». После этого было несколько довольно удачных для советского времени и советских же условий быта марок: взять ту же «Ниву» или «Шоху». Но всё равно в качестве и комфорте они всегда проигрывали иномаркам и больше напоминали развивающую игру для юного автомеханика. И это при том, что в самом музее автозавода хранятся много довольно интересных концептов, а также технических решений, что позволили бы если не опередить, то вполне себе идти вровень с зарубежной автоиндустрией.

Что нам мешало выйти на этот уровень? Почему у нас всегда лучше получается делать танки, чем легковушки?

Возможно, в советское время подкашивало отсутствие конкуренции: с ГАЗом, что ли, соревноваться? Или с «Запорожцами»? Машины и так расходились влёт. И завод действительно был градообразующим: ВАЗовские детсады, больницы - да всего не перечислить! Даже в 80-90-е, когда умудрялись разваливать и растаскивать всё подряд, завод работал. И кормил не только город, но и кучу бандитов, причём не только местных, из-за чего перестрелки между ними в городе велись не только из автоматов, но и гранатомёты в ход шли. И всё равно ничего принципиально нового и комфортного выпускать так и не удавалось: даже та же 99-я подозрительно смахивала на безнадёжно устаревшую к тому времени модель всё того же «Фиата».

Потом наступил период, когда Москва решила: нельзя, чтоб такие деньги - и мимо столицы. И прислала сначала одного директора. Потом - другого. Не считая команды топ-менеджеров с их миллионными (или больше) зарплатами и золотыми парашютами. Город стал жить ощутимо беднее, но упорно оставался привлекательным с точки зрения иногородней рабочей силы. А на выходе с конвейера упорно материализовывались тазики с болтами - и это при ставшей жёсткой конкуренции с иномарками (несмотря на все пошлинные заслоны).

Тогда решили пригласить варягов. Внешне логичное решение: запустить линию по сборке иномарок, научить народ работать по-настоящему, без косяков, подтянуть уровень отечественных легковушек...

В итоге - городу стало ещё хуже. Народ с завода стали увольнять пачками, а когда сверху погрозили пальчиком - мол, нельзя - стали вынуждать увольняться. Потихоньку стали ушатывать ремонтную службу, которая поддерживала оборудование завода в работоспособном состоянии. У ремонтников даже возникла теория заговора: мол, хотят полностью убить конвейер по производству отечественных авто и перейти исключительно на иномарки. И это при том, что производство для страны считается стратегическим и приоритетным. Началась бешеная ротация кадров: складывается впечатление, что квалифицированных работников руководству держать просто невыгодно: им же надо платить больше, да и права они свои знают лучше. Мол, технологию производства тех же «Рено» и «Ниссан» мы довели до совершенства, даже обезьяна теперь справится. А народ уже поглядывает не то что на Москву, Питер и Север с его вахтой - даже Пенза стала привлекательнее для простых работяг.

А что новые «Калины», «Гранты», проект «Икс-Рэй»? А ничего. Тазоиды и ведроиды стали современнее выглядеть, но по-прежнему минимум на шаг отстают от авто того же класса из-за рубежа. Не говоря о надёжности. Их даже рекламировать особо не пытаются - и при этом PR-служба завода ведут себя с апломбом коронованных особ: типа, нас и так все знают.

Собственно, мне вот что интересно: почему мы так и не смогли за сорок с лишним лет даже приблизиться к уровню комфорта и надёжности средней иномарки? Что такое с заводом? Место проклятое или руки из жопы, как в том анекдоте?

То, что много лет происходит с заводом - это умысел или недомыслие? Или хитрая комбинация того и другого?

Посольское, Лытдыбр

Previous post Next post
Up