Одна наша знакомая, вернувшись из Турции, целый год при воспоминании о своём вояже закатывала глаза и томно вздыхала: «О, это же рай на земле!» Детальный сбор анамнеза выявил, что дальше пляжа она носа не совала. У нас же в родне тюленей не оказалось, и процедура возлежания на шезлонге воспринималась как нечто атавистическое и полностью лишённое смысла. Мы не куры гриль, чтобы обзаводиться румяной хрустящей корочкой, и не солнечные батареи, чтобы аккумулировать в себе энергию.
Опять же, солнце - оно над всей планетой одно и тоже. Может быть, светит всем по-разному, но тем не менее. А вот страна - другая: новая, незнакомая и оттого жутко интересная. Поэтому в первый же день мы отправились изучать город, и за те дни, которые были не заняты экскурсиями (в силу небольших финансовых возможностей их было всего две), исходили его вдоль и поперёк. Это было несложно - город небольшой, какие-то крохи горизонтальной поверхности, зажатые между морем и горами. И те когда-то постоянно накрывало селевыми потоками, пока местные жители не воздвигли за семь лет, с 1910 по 1917, нечто вроде каменного пояса (Кемер как раз и переводится как пояс. Или как карман, но это уже совсем другая история). Сухие арыки с высокими бетонными стенами напоминают, что эта грандиозная стройка вовсе не была блажью.
Кое-кто, правда, утверждает, что по топонимике города слегка потопталась химера, которую потом изничтожил Гиппоной (он же Беллерофонт, он же Никогда-Не-Читатель-Красной-Книги и Имевший-В-Виду-Гринпис). Даже теряюсь - кому верить.
Начали с центральной улицы. С бульвара Ататюрка. Просто вышли из отеля, повернули за угол и пошли от моря в сторону гор.
Магазины и магазинчики, рестораны, кафешки - поначалу глаза разбегаются, но потом взгляд начинает фокусироваться и, помимо сувенирных и галантерейных лавок, духов и туалетной воды на разлив (нет, дорогой, спасибо, куда нам ведро «Пуазона»!) и целых складов текстиля местного производства, цепляется за любопытные детали.
К примеру, за бегущую строку «Добро пожаловать!» на полицейском участке. На русском языке. Или за местный вариант русалочки - скульптор был явно неравнодушен к некоторым выдающимся анатомическим областям оригинала.
Вот ласточка, свившая гнездо в тени торговой галереи.
Вот лавка, торгующая орехами в меду. Теперь за наших туристов я спокоен: белочка к ним не придёт, ей лениво, её и здесь неплохо кормят.
Отдельное удовольствие - наблюдать, какое представление разыгрывают торговцы. Это же целый ураган обаяния! С мужиком уважительно поговорят и пошутят, даме отвесят за три минуты столько комплиментов, сколько от родного мужа она не услышит и за год, с удовольствием поторгуются - причём будут искренне разочарованы, если покупатель ушёл, даже не попытавшись сбить цену. Но вот клиент покинул лавку - и продавец уже неспешно и вальяжно попивает чай из высокого и узкого стеклянного стакана, сидя на табурете за столиком с нардами, в компании торговцев из соседних лавок, причём создаётся полное впечатление, будто ЕГО ВСЕГДА ЗДЕСЬ СИДЕЛО.
Центральное отопление здесь отсутствует в принципе - климат позволяет. А поскольку электричество стоит недёшево, обходятся вот такими баками с водой на крышах (причём и в многоподъездных многоэтажках тоже), совсем как у нас на дачах:
Немало домов продаётся.
Мы даже присмотрели себе один такой,
но потом что-то нас остановило - то ли боязнь прочувствовать разницу между туризмом и эмиграцией, то ли опасение, что море может надоесть, и тогда будет совсем обидно, то ли нежелание ходить на работу там, куда все приезжают отдыхать. Но, судя по количеству агентств недвижимости с рекламными проспектами на русском языке, не все придерживаются того же мнения.
Нашли даже совсем живописные и самобытные места
и, совершенно неожиданно - одну землячку:
А вот ответ на вопрос, отчего привозные апельсины в России дешевле, чем местные яблоки.
Хотя нет, всё равно загадка.
По понедельникам в сторону города движутся караваны грузовиков с фруктами и овощами: вторник - базарный день. Мы просто не могли пропустить такое мероприятие. Представляете запах южного базара? Перцы, зелень, пряности... Пару раз глубоко затянулся - и всё, формируется стойкая базарная зависимость. Вот где мы пожалели, что не прихватили с собой походно-полевую кухню - это ж сколько всего вкусного можно было бы приготовить! Рыба, правда, дороговата, зато свежая, а не в виде добытых шахтным методом из вечной мерзлоты монолитных рыбных блоков.
Ограничились тутовником и сделали стратегические запасы местного чая, в том числе яблочного.
Прошлись вдоль моря, заглянули в парки и скверики, которых здесь немало - не всё же глазеть на местную архитектуру и дизайн отелей,
выяснили, что некоторые несознательные утки не утруждают себя перелётом Анталья-Тюмень, но попенять им язык не повернулся.
Прогулялись в порт, где нас долго уговаривали зафрахтовать яхту - недорого, всего за тысячу долларов в сутки. Даже за девятьсот. Или восемьсот. Ладно, ладно, можно за шестьсот - ничего не жалко для такой замечательной семьи!
Мы решили воздержаться, поскольку в плане экскурсий уже значился яхт-тур, но о нём - следующий пост.