Sep 01, 2012 22:40
- это способность точно, внимательно, подчас даже въедливо придерживаться того, что почитается за нравственную обязанность. Щепетильность противоположна хамству. И если с хамством мы связываем попрание всяких прав, то щепетильность воплощает наилучшее их соблюдение.
Следует признать, что окружающий мир весьма бесцеремонен к нам. Он мало склонен считаться с особенностями личности, её предпочтениями и склонностями. Он даёт [большинству] лишь то, на чём каждый способен настоять и себе востребовать. На фоне сих утомительных усилий щепетильный*) выглядит весьма отрадно. Он как будто намерился восполнить всякую грубость и бесцеремонность. Нет нрава, которому он не мог бы соответствовать; нет самолюбия, которое бы он уязвил. Щепетильный - гений уместности. Его способность считаться со свойствами и положением других людей, с особенностями ситуаций и прихотливым характером вещей просто поразительна. Он умеет не ущемить ничьего интереса, никому не быть в тягость, не покоробить ничьё чувство. Это какой-то тончайший талант, наделённый потрясающим чувством формы и проницательного соответствия.
Неверное представление. Щепетильным движет опаска уязвить. Он предполагает в людях и вещах хрупкость и утончение, которых те по большей части лишены. То, что существует, на самом деле либо вовсе негодно, либо достаточно прочно.
Суетливость. Чрезмерная щепетильность есть вид нравственного мельтешения, от которого устаёшь так же, как от избыточной подвижности предметов физических.
Исключительная требовательность. Щепетильный как будто крайне обходителен. Однако ему же присуща тихая, но такая суровая требовательность, которой мало кто способен соответствовать. Он, щепетильный, вершит неустанный суд над всем, что его окружает.
О подобии. Щепетильность нередко напоминает мелочность.
Относительность оценок. Слишком часто поступки и качества людей мы оцениваем не по их действительному смыслу (который, может статься, вовсе отсутствует), а в зависимости от того, что нам понравилось или нет. Одно и то же мы назовём «раскрепощённостью», если нам это по душе, и «распущенностью», если мы уязвлены. Что в своих действиях мы оценим как непринуждённость, то - проявленное другим в отношении нас готовы будем счесть бесцеремонностью.
Щепетильность нас вечно оставляет в дураках. Она требует считаться с нюансами, из-за чего невозможно апеллировать к грубой сути вещей. Ею выдерживаются правила, которые никем больше не соблюдаются; она требует обходительности, тогда как отношения людей весьма бесцеремонны. Со щепетильностью всегда оказываешься в проигрыше. Ты будто связан по рукам и ногам невидимыми узами, которые, к тому же, сам на себя наложил. Они делают тебя заложником людей вполне беззастенчивых.
upd 2016-04-10:
Мне нравится быть щепетильным. Чувствуешь себя сопряжённым с тонкой природой вещей и людей. Щепетильность лишает отношения топорности, она привносит в восприятие окружающего ненарочитую проникновенность, ею ощущаешь все особенности собственной формы […]. Но в ней - постоянная угроза урона, который тебе нанесёт всякий, менее склонный считаться с нюансами и властью внутренних требований. Люди, как правило, безудержны. В них редко действует внутренний закон. Они таковы, каковыми быть позволяют им обстоятельства. Их личность - словно бочка, стянутая воедино железными обручами внешней необходимости. Попустите им, доверьтесь их внутренним обязательствам, предоставьте ответственность и маневры их воле, а не требованиям извне, - и результат окажется крайне, крайне неприятен. Люди не выдерживают доверия к их личности.
Поэтому щепетильность, которая без подобного доверия не способна существовать, то и дело служит источником огорчений и ставит тебя в глупое положение.
Пребывать в последнем - вещь крайне неприятная. Если не хочешь, чтобы твоё достоинство попиралось, соединяй щепетильность с суровостью. Без неё щепетильность ничего не стоит. Глупо быть предупредительным с тем, кто наглеет; унизительно попустить тому, кто злоупотребил твоим доверием; невозможно терпеть чьё-то лукавство только из опасения уязвить чужое достоинство. Кто не способен поставить другого на место, противодействовать бесцеремонности и грубости, вести себя жестоко и непреклонно, тому я бы не советовал воспитывать в себе щепетильность. Она может сделать Вас игрушкой чужой беззастенчивости, да и просто подлости. Право быть щепетильным ещё надо заслужить - перед самим собой. Считайтесь с другими настолько, насколько умеете их заставить считаться с Вами.
© Пролеев
---
*) строго, до мелочей последовательный и принципиальный в своих отношениях к чему-либо.
moral