самарканда больше нет

Aug 25, 2011 20:17

Оригинал взят у martintorp в самарканда больше нет
Я много путешествую, потому что хочу много увидеть до того, как все это исчезнет. До того, как на берегу горных озер построят многоэтажные бетонные отели. До того, как толпы туристов испоганят маленькие острова, как они уже это сделали сначала в Греции, потом в Таиланде, а теперь взялись за Бали. До того, как безумные власти сделают из исторических памятников шоппинг-моллы. До того, в конце концов, когда по всему миру массово начнут путешествовать китайцы - потому что это будет цунами для мирового туризма, особенно потому что у китайцев в их культурном коде начисто отсутствует понятие аутентичности. Главное, чтобы было красиво - а настоящее оно или нет, уже не так важно.

Так, мне очень повезло, что я съездил в Тибет до того, как туда провели железную дорогу. На прошлой неделе я говорил с француженкой, которая была там год назад. Я спросил у нее, на что похожа Лхаса сейчас. На Диснейленд, сказала она. Как я и думал. Им удалось сделать из Лхасы Диснейленд за пять лет. Из Бали сделали Диснейленд за последние лет восемь. Из тайских островов сделали просто помойные ямы all inclusive.


В Самарканд я все-таки не успел.

Я столько лет собирался в Среднюю Азию, и поехал только сейчас. Уже понятно, что я опоздал. В Узбекистане созданием Диснейленда занимаются с 2005 года, но очень активно последние года четыре. Это катастрофа. Самарканда больше нет. Эта громадная площадь Регистан с тремя медресе, аллея мавзолеев Шах-и-Зинда, гробница Тамерлана Гур-и-Амир - все "отреставрировано". То есть сделано заново - такое же как раньше, только новое, чтобы красивое и блестело. С Самаркандом сделали приблизительно то же, что, скажем, с московским магазином Военторг. Осталась только форма - но никаких оригинальных мозаик, майолики, терракоты, облицовочной плитки, ничего этого не осталось. Все новое. Все блестит синим и золотым, но это ведь новострой.

"Зато стало красиво", говорит мне женщина-билетер с россыпью золотых зубов. На входе в мавзолей Ак-Сарай два подростка-билетера врубили на полную громкость рэп и только успели прокричать мне "тикет, мистер" - чтобы я не дай бог бесплатно не насладился отреставрированным мировым наследием под их магнитофон. В медресе Улугбека в одной из ниш просто поставили скульптурную композицию, за которую просто стыдно - такого плана картины обычно рисует Никас Сафронов. Там гордо написано, что автор этого памятника в медресе Улугбека - скульптор Т.Эсманов. На выходе из медресе ко мне подходит милиционер (а в Узбекистане чтобы выбрать эту профессию, надо потерять последние остатки совести) и предлагает мне за взятку в 8 долларов нелегально пустить меня на верх минарета.

Я очень хотел оказаться на этой площади Регистан - про которую мне рассказывала моя бабушка, бывавшая там в 80-х и привезшая мне, еще маленькому, в подарок тюбетейку; про которую мне вспоминала моя коллега Кейт, побывавшая там в последний раз в 1986-м. Они-то как раз еще увидели тот Регистан. Сейчас на этой площади какая-то сцена для концертов, осветительные вышки, фонари и какие-то яркие фигуры мишек гамми, стоящие прямо у входа во все эти медресе. Это чтобы живенько было.

В гробнице Тамерлана, где погребен и он, и его дети с внуками, мало того что прямо на входе стоит холодильник Кока-Колы ("Освежись ледяной прохладой"), мало того что четверть стены занимает громадный кондиционер, мало того что вокруг погребального камня Тамерлана свалены стулья в чехлах, мало того что сверху с купола свисает новая электрическая громадная золотая люстра как в оперном театре - так там еще работает бригада рабочих с ведром раствора, которые отколупывают старую плитку и тут же кладут новую. Все это происходит буквально на глазах.

Я вообще не понимаю зачем это делается. Туристы в ужасе. Я спрашивал у всех билетеров, не стыдно ли им, что они дали это сделать со своим городом - они говорили, что так красивее, но правда проговаривались, что никому из туристов не нравится. Такое впечатление, что президент Ислам Каримов окончательно почувствовал себя ничем не хуже Тамерлана - и делает из Самарканда Тамерлана Самарканд Ислама Каримова.

Вот представьте, как если бы Успенский собор Кремля нанял Никаса Сафронова, чтобы он переписал заново иконы и фрески. Или Сикстинская капелла пожелала бы обновить потолок Микеланджело - только чтобы этот потолок заново, "точно так же, но ярче и красивее", написал художник Илья Глазунов. Вот, например, скульптор Т.Эсманов, не постеснялся совсем стать на одну ступень с Улугбеком.

Китайцам, наверное, понравится, ведь у них нет понятия об аутентичности. Но этот же новодел не вызывает вообще никаких эмоций - он ни о чем. Сегодня я в Бухаре, и здесь пока испохабили только главную площадь, где все такое же новенькое и сияющее. Когда же заходишь туда, где еще не "отреставрировано", то это вдруг как свежий ветер - и не можешь оттуда уйти, потому что это прекрасно, это красота и история на расстоянии вытянутой руки, и пока я еще успел это увидеть в Бухаре, но могу только представить, как это было в Самарканде.

Это ведь создано людьми (и для людей), которые вставляют себе золотые зубы и ставят дома в вазу на салфеточке искусственные цветы, потому что они ярче и не вянут. За день до Самарканда я был в Шахрисабсе - это маленький город, родина Тамерлана. "Реставраторы" дотуда не добрались пока, и этот громадный купол мечети, и громадные ворота в дворец Тамерлана, и старые мавзолеи прекрасно стоят, как и стояли 700 лет до этого - они странно встроены в ежедневную жизнь этого маленького города с его бочками с квасом, магазинами по продаже тазов, пьяными продавцами дынь, шашлычными, песней Шакиры "Вака-вака" на всю улицу, шумным базаром, маршрутками, бесконечными смачными харчками на землю и бредущим по улице ослом. То есть город и его люди сами по себе, а громадные лазурные купола сами по себе. И в этом в Шахрисабсе пока сохранилась та правда, которую в Самарканде настойчиво уничтожили - что все эти люди к этой громадной истории не имеют никакого отношения.

travel, social, психология масс

Previous post Next post
Up