(no subject)

Oct 26, 2006 11:07


Все еще при социализме

Времена СССР приучили нас к тому, что нефть, газ и электроэнергия - дармовой ресурс, данный советскому народу за заслуги перед человечеством. Страна Советов действительно представляла собой крупнейшее вместилище всевозможных полезных ископаемых. Коммунистическая идеология также предполагала снабжение населения базовыми услугами почти бесплатно. Этот эксперимент провалился. Основанная на нерыночных механизмах экономика показывала чудеса неэффективности и энергозатратности, коммунальное хозяйство пришло в упадок. Когда СССР скончался, всем стало ясно, что выпускаемая нами сталь, аммиак и трактор дешевле своих зарубежных аналогов не потому, что мы обладаем уникальными технологиями и развитой логистикой, а потому что у нас дешевые энергоносители. Начались антидемпинговые расследования. Мы же увидели, как в богатой Великобритании граждане, входя в свою холодную квартиру, первым делом не отворачивают кран на батарее (у многих из нас и крана-то такого нет), а кутаются в теплый плед и надевают толстые носки. К сожалению, шоковое воздействие в виде роста тарифов не всегда ведет к правильным выводам. Плохое дело - привычка. Население привыкает платить за газ, воду и свет дороже (те, кто могут, конечно), другие не платят вовсе. Поставить счетчики не просто. Нужно получить десятки разрешений, а то и дать взятку. Но никто не заинтересован в этих счетчиках больше, чем мы сами. Поэтому нужно обходить кабинеты, порой даже давать взятки и ставить эти счетчики, утеплять окна и закрывать за собой дверь - обойдется дешевле.

С недостатков унаследованной от Союза системы кормятся коммунальщики. Устаревшие нормативы потребления ресурсов, по которым платит население, в разы повышают их стоимость. Надо уже давно понять, что инициатива по реформированию жилищнокоммунальной сферы никогда не пойдет снизу, она может быть только навязана правительством, парламентом, президентом. Снизу может пойти только несогласие с установившимся порядком вещей.

Дешевое энергетическое сырье перестало быть основой удержания власти и элементом популизма политиков.
Мэры, обещающие минимальные тарифы на выборах, не будут избраны повторно, потому что при таких условиях их города попросту замерзнут. Газовики теперь не раздумывают отключать должников или нет, а просто перекрывают вентиль. Они не могут отнести долги на счет добывающих компаний - социального газа на всех не хватает, приходится докупать импортный и платить за него деньгами, а не обещаниями.

Украина первой заикнулась о необходимости перехода к рыночным отношениям в газовой сфере. Россияне понесли это заявление, как знамя, и бросать его не намерены. А наши руководители растерялись. Думали, можно отыграть повышение цены газа ростом тарифов на транспортировку российского топлива, но оказалось - нельзя. Украина имеет слабые позиции в газовой дискуссии с Россией и другими поставщиками. Даже Запад теперь не поспешит нам на защиту - у них с энергетической безопасностью тоже не намного лучше.

Правительственные делегации снова по нескольку раз в месяц ездят в Москву, встречают там вполне приветливый прием и получают необходимые уступки. Нас больше не просят платить двести тридцать долларов за тысячу кубометров газа, поскольку понимают - не можем. Плохо только, что не только не можем, но и не хотим. Но самое худшее в этой ситуации другое: разницу между мировой ценой и нынешней Украине все равно приходится покрывать, идя на уступки в других экономических, а то и политических сферах. И если посчитать плюсы и минусы такой асимметричной торговли, то вполне может получиться, что Украина платит за дешевый газ слишком высокую цену.

© expert.ua

future, руководители, подавление стереотипов, жизненный опыт, оперировать фактами и вероятностями, психология масс, платить за качество, влияние на людей, life

Previous post Next post
Up