Вернемся к обсуждению украинской мечты - в Новом Году.... :)

Dec 18, 2019 21:43





istrind (
istrind) написал в
urb_a

2019-12-18 18:22:00
Запись входит в топ 500 рейтинга
134



Категория:
Газпром: газовый тупик



Украина загнала «Газпром» в угол. Россия рискует лишиться миллиардов

Все эти годы Газпром, справедливо полагая, что деваться Киеву некуда, занимал максимально жесткую позицию. При необходимости он доставлял проблемы и Европе, но всегда добивался хороших условий для себя. Однако уверенность в собственной неуязвимости может сыграть с «Газпромом» дурную шутку. Нынешний конфликт заклятых партнеров отличается тем, что привычная тактика перестала работать. Теперь «Газпром» старается любым способом не потерять лицо, даже если для этого придется потерять деньги.


Радикально изменить статус-кво в газовых переговорах между двумя странами могли главы Украины и России, однако встреча во время «нормандского формата» прорывом не увенчалась. Зеленский признал, что этот момент затрагивался, но о каких-то решениях не сообщил. А Путин в своем коротком ответе на вопрос о газе только подчеркнул готовность России предоставить Киеву скидку в 25 процентов. Сразу после встречи лидеров двух стран прошла информация, что стороны смогли договориться. Однако дальше об отсутствии прогресса заявил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

«Мы ничего не обнуляем. Наоборот, мы аргументировано объяснили, почему наша позиция по необходимости выполнения арбитражей действительно законна и почему решения арбитражей окончательны и обязательны для выполнения», - добавил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, который был в составе украинской делегации. Представители России были более сдержанными и развернутых комментариев не давали. Основным итогом короткого общения стало признание проблемы и согласие говорить дальше. Так что проблема украинского транзита все еще актуальна.
Приплыли

Исход любого конфликта «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» еще пять лет назад казался очевидным. Довод был очень убедителен: у одних газ есть, а другим его больше не у кого покупать. Но теперь этот аргумент, похоже, вылился в большие неприятности для российской компании. «Газпром» столкнулся с проигранными судами, арестом активов и невозможностью занимать в Европе, потому что никто не может гарантировать сохранность этих средств. Реальной выглядит и потеря рынков, ведь угроза остановить поставки - основной аргумент «Газпрома» - теперь пугает партнеров гораздо меньше. Украина четыре года не имеет контракта с РФ и покупает газ у Европы. Европа же все больше склоняется к использованию сжиженного природного газа (СПГ).

Тем временем европейские законы поставили российского монополиста перед фактом: без украинского транзита выполнить действующие контракты с ЕС не получится. «Северные» и «Турецкий» потоки не помогут, а с поставками надо что-то делать прямо сейчас, ведь нынешний договор с Украиной истекает 31 декабря. В случае проблем виноватым на этот раз окажется только «Газпром», так как Украина следует букве европейских законов и норм.

А тут ещё Турция обратилась к Израилю с предложением начать переговоры о строительстве газопровода, с которого израильский газ будет поставляться с оффшорных месторождений в Европу”.

Таким образом вторая нитка Турецкого потока вообще под вопросом.
Нюанс в том, что Турция категорически против переброски газопровода в Европу через Грецию. Но крайне благожелательно относится к такой переброске через территорию Турции по системе ТАНАП.
Вопрос, через чью территорию пойдет средиземноморский газ, имеет очень нелокальное значение. Турция намерена стать ценральным ближневосточным газовым хабом (и, кстати, довольно далеко продвинулась в этом направлении), и крайне заинтересована в том, чтобы все основные газовые потоки , идущие в Южную Европу, проходили через ее территорию.

Многострадальные газовые соглашения, которые, казалось, надежно защищали «Газпром» от любых маневров Киева, обернулись штрафом. Размер его приблизился к трем миллиардам долларов. И вопрос долга «Нафтогаза» на повестке дня больше не стоит. Более того, Коболев открыто называет частью компенсации два миллиарда долларов, так и не заплаченные «Газпрому» за поставленный газ. Никаких возражений на это нет, ведь главным предложением российских властей стал так называемый «нулевой вариант», когда стороны взаимно отказываются от претензий.

«Газпром» обещает за это соседу большие скидки, но Украина выдвигает новые претензии и требования, а также намекает России, что ей придется предложить что-то поинтереснее. Например, Витренко говорит о неких выгодных для Украины пакетных решениях, в ответ на которые она согласится подумать об отзыве исков. В украинской компании даже предложили одно из них - отдать долг не деньгами, а, например, газом. А чтобы было понятно, что разговор идет серьезный, России предложили «очень-очень» высокие, по оценке главы «Газпрома» Алексея Миллера, тарифы на транзит газа. В этой ситуации руководство российского монополиста ограничивается тем, что отправляет предложения, которые заранее не имеют никаких шансов, и срывает переговоры.
Москва, у нас проблемы

Всю серьезность ситуации в «Газпроме», видимо, начали понимать только в сентябре этого года. Поворотной точкой стало решение Европейского суда по газопроводу OPAL, сухопутному продолжению «Северного потока». Третий энергопакет ЕС, где есть пункт о разделении добывающих компаний и транзитеров, запрещал «Газпрому» использовать OPAL на полную мощность. Не менее половины объема должно было оставаться для независимых поставщиков, хотя газопровод расположен таким образом, что подключиться к нему и поставлять свой газ больше никто не может. В 2016 году российская компания добилась от Еврокомиссии права на использование оставшихся мощностей OPAL, но этой осенью польская PGNiG выиграла суд, и решение отменили. В итоге «Газпром» вновь может заполнять трубу лишь наполовину. На поданную Германией апелляцию, вполне вероятно, уйдут годы, а в это время единственным способом выполнить европейские контракты остается украинский транзит.

Не поможет и «Северный поток-2», который, судя по последним данным, заработает только в середине 2020 года. Его сухопутное продолжение - газопровод EUGAL - пообещали закончить к январю, но никаких разговоров о том, что он технически может заместить объем газа по OPAL, нет. Более того, ЕС ужесточил условия, и теперь требования независимого оператора газопровода распространяется и на трубы, идущие из третьих стран. В первую очередь это касается именно «Северного потока-2».



Фото: Сергей Красноухов / ТАСС

А между тем проблемой для российской компании обернулось и невнимание к угрозе СПГ. Категорический отказ снизить цену для Польши привел к тому, что PGNIG не станет продлевать контракт на поставку российского газа после 2022 года. Польша построила пункт приема американского СПГ и достраивает газопровод из Норвегии, чтобы не только полностью обеспечивать себя, но и поставлять газ на Украину.

В «Газпроме» тем временем признают, что планы поставить в Европу более 200 миллиардов кубометров газа нереальны. Чтобы поправить статистику, компания даже стала манипулировать с продажами самой себе. Вдобавок газ стал дешевле - все из-за того же роста предложения СПГ. В 2018 году средняя цена российского трубопроводного газа составляла 246 долларов за тысячу кубометров. В 2019-м «Газпром» хотел получать 230-235 долларов, но опустил ожидания до 215. В результате за первые девять месяцев чистая выручка от контрактов с Европой и другим дальним зарубежьем сократилась на 12 процентов (242 миллиарда рублей). Чтобы справиться с проблемой, компания увеличила стоимость газа для российских потребителей и стран СНГ, хотя и там поставки уменьшились.

На начало осени совокупный долг «Газпрома» составил 2,56 триллиона рублей (40 миллиардов долларов). Компания решила перейти к практике замещения долга новыми займами и в разы увеличила их объем. Во многом заимствования росли за счет крупных проектов газопроводов. Вот только заложенные будущие доходы могут оказаться значительно меньше ожидаемых. Так, ЕС пытается уменьшить мощность «Северного потока-2» в два раза, а «Турецкому потоку» угрожает Южный газовый коридор из Азербайджана, после ввода которого поставки в Турцию за полгода упали в полтора раза.

Не все хорошо и с идущей в Китай «Силой Сибири». В ноябре на внутреннем рынке КНР возник избыток предложения. По прогнозам местных корпораций, в ближайшие два года он будет находиться на уровне 9-10 миллиардов кубометров. Объем поставок газа по «Силе Сибири» должен начаться с 5 миллиардов кубометров. Это немного, но даже столько Китаю может оказаться не нужно. Российские власти, правда, обсуждают второй маршрут в Китай - «Силу Сибири-2», к которому даже хочет подключиться Казахстан. Но вряд ли новый покупатель изменит ситуацию. Во-первых, Казахстану надо обеспечить газом только одну область, а во-вторых, он и сам хочет стать конкурентом России на китайском газовом рынке. Что касается альтернативного маршрута через Монголию, то в его окупаемости сомнения возникают уже на стадии проекта.



Фото: страница Wintershall в Facebook

Единственным настоящим союзником «Газпрома» остается Германия, которая рассчитывает стать главным газовым хабом Европы. Но это точно не тот партнер, в договоре с которым можно рассчитывать на давление. К тому же Германия выступает за сохранение транзита через Украину - для нее это вопрос политический. Помимо этого, отношения США и Германии далеко не безоблачные, и Берлин в одиночку вряд ли выдержит возрастающее давление Вашингтона, если дело все-таки дойдет до санкций.

Конечно, ситуация для «Газпрома» небезнадежна. Компания добывает более 10 процентов мирового и более 60 процентов российского природного газа. Она сохраняет монополию на экспорт трубопроводного газа из страны, и Европе без российского газа пока не обойтись. Вот только шантажировать ЕС так, как раньше Украину, не получится. Больше продавать добываемый газ некому, а сокращение доходов бьет по российскому бюджету. Ведь даже сейчас Минфину приходится компенсировать, хотя бы частично, резкое сокращение нефтегазовых доходов за счет повышения сбора налогов и штрафов внутри страны.
Торг

В психологии различают пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия - и уже потом принятие. По всем признакам, «Газпром» во взаимоотношениях с Украиной находится на стадии торга. В 2014 году в компании были уверены, что «Нафтогаз» не сможет прожить без российского газа, что скоро он прибежит подписывать любое соглашение и отдаст, так или иначе, все долги, как это случилось в 2006-м и 2009 годах. После поражения в Стокгольме началась стадия гнева, о чем свидетельствует желание немедленно разорвать контракты. Этой осенью российский концерн прекратил вспоминать, что Украина была ему должна за поставленный газ. Теперь «Газпром» и высшее руководство страны просят Украину только отказаться от решения Стокгольмского суда, отозвать все иски и претензии, взамен предлагая прямые поставки газа со скидкой 20-25 процентов и сохранение транзита.



Председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО «Газпром» Алексей Миллер
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Впрочем, Россия настаивает на годичном продлении контракта на транзит, надеясь выиграть время, а Украина требует выгодного для себя десятилетнего соглашения. И предложенная скидка ее не устраивает. «Газ из России и так должен быть на 20-25 процентов дешевле, чем газ из Европы, поскольку "Газпром" при прямых поставках не платит за его транспортировку в Европу. То есть 20-25 процентов - это нормальная цена, следствием которой может быть снижение доходов Украины от транзита», - объясняет Витренко. В «Нафтогазе» требуют больше плюсов и указывают, что остановка транзита не так и страшна, ведь компания наладила реверсные поставки и скопила в своих хранилищах рекордное количество газа, достаточное для того, чтобы пережить зиму.

«Чушь и сапоги всмятку», - так описал возможность украинского реверса при отсутствии транзита газа Путин. Эмоциональность этих слов разительно отличается от того, как российский лидер говорил о прекращении транзита в начале 2019 года. Тогда он объяснял, что Москва хочет загрузить все три «потока», но потребность Европы в газе так велика, что, может быть, и Украине что-то достанется. Теперь, даже при таком количестве противоречий во время переговоров, - обещание сохранить транзит.

По остаточному принципу о транзите через Украину говорили и в «Газпроме». «Текущий контракт ни при каких условиях, даже при смене Солнца и Луны, продлеваться не будет», - утверждал председатель правления компании Александр Медведев в апреле 2018 года. Ранее Украину просили обосновать экономическую выгоду транзита, теперь уже Россия возмущается слишком высокими ставками, а Киев предлагает доказать, что другой маршрут будет дешевле.

Под конец 2019 года ситуация выглядит так, словно «Газпром» пытается не потерять лицо и ради этого готов на многое. Например, компенсировать невозможность выпустить ценные бумаги в Европе продажей акций с большой скидкой. Ведь после всех насмешек и громких слов оплата штрафа «Нафтогазу» будет выглядеть как позор, но и остановка транзита чревата судебными претензиями, тем более что отношения России и Европы сейчас гораздо хуже, чем в 2009 году. До завершения действующего контракта остается меньше месяца, поэтому переговоры надо проводить быстро.

По всей видимости, Украина готова уступить, только если получит большую скидку на газ для себя, что можно подать как ту самую компенсацию за решение в Стокгольме, и долгосрочный транзитный контракт на своих условиях - то есть с гарантией объема прокачки. Тогда российские «потоки» окажутся загруженными не в полную силу, что ставит под вопрос их окупаемость. «Газпром», похоже, готов пойти на принцип, вот только ущерб для страны - как тактический, так и стратегический - уже сейчас выглядит очень серьезным.

Решение вопроса для Газпрома осложняется ещё и тем что в зимний период нельзя прокладывать газопровод.
Компания Nord Stream 2 направила запрос Германии на прокладку труб «Северного потока-2» в зимние и весенние месяцы 2020 года. Ранее в этот период прокладка труб была запрещена по экологическим соображениям - маршрут прокладки проходит через зимовья птиц на побережье.

В целом ситуация и так стала вполне очевидной.  В лучшем случае СП-2 будет открыт не ранее середины года. Плюс предпусковые работы, плюс постепенный ввод мощностей. Кроме того, пока неясно, что с наземной инфраструктурой по приему газа - системой EUGAL.

Все это подводит к главному вопросу - вопросу транзита газа через Украину. Пока в этом вопросе неясного больше, чем определенного. даже при тёплой зиме запасов газа в хранилищах ЕС  может хватить только до марта. Но и в марте СП-2 вряд ли будет запущен, даже на половинную мощность. Так что вопрос с транзитом решать придется в любом сценарии.
За провалы Газпрома заплатит Воронеж

Previous post Next post
Up