НЕМНОГО О ПОЭТИЧЕСКИХ СБОРНИКАХ 1893 г.
Из основных тенденций этого года хотелось бы отметить;
1) увеличение числа книг поэтесс - в 1893 г. вышли «Наброски в стихах» (автор - Адл-а), «Любимые сказки» Анны Богаевской (слова и муз. автора), «Спасенный: Повесть в стихах (Из Теннисона)» Анны Барыковой, «Собрание стихотворений» Александры Мельниковой (Киев), 2 книги Александры Древинг из Томска - «Принц-Кисточка» и «Спящая красавица», «Волшебник Мерлин: Драматическая поэма» Александры Львовой, «Стихотворения» Н.Маяцкой (Феодосия), «Пред чудотворною иконою Казанской Божией Матери» игумении Таисии (Марии Солоповой), а также «Сакунтала» Калидасы в переводе Софии Эйгес; итого - 10 книг, 8 оригинальных и 2 перевода (для сравнения: в предыдущем году вышло всего 4 книги русских поэтесс).
2) увеличение количества сборников с большими / относительно большими для того времени тиражами, причём это касалось не только изданий классики (например, собр. соч. Лермонтова в издании М.Вольфа (10 000 экз.), Кольцова в издании А.Ступина (12 000) и харьковское издание «Избранных басен» А.Е.Измайлова (3 000) и популярных песенников («Конфетка моя» - тираж 9 000), но и сборников современных поэтов - так, например, сборник «Метеор» А.Ефимова (Андрея Зарина) вышел тиражом в 1 000 экз., сборник А.Сысоева из Нижнего Новгорода - 2 000 (2 изд. по 1000 ), «Всероссийское ликование 15-го мая 1883 / 1893 г.» Константина Шишло (Вильна) - 3 000, «Народные мотивы» Ивана Белоусова - 5 050 экз., таким же тиражом - «Хуторок» Василия Миляева и т.д. «Стихотворение «Благочестивая минута» Григория Гнилорыбова, вышедшая не в городе, а в станице Каменской, было издано тиражом в 1 000 экз. Были, конечно, и небольшие тиражи, но их стало меньше - например, «Часы досуга» А.Вельнера (Феодосия) - 150 экз., сборник Л.И-ва (Льва Исакова) «Юные грезы» (Оренбург) - 200 экз., «Стихотворения» известного поэта Сергея Сафонова - 500 экз. и т.д.
Прибавилось и интересных названий - вот некоторые из них: «Бенгальские огоньки» Николая Шебуева, «В такую ночь: Этюд в 1 д. в стихах» А.Бианки, «Волшебник Мерлин» Александры Львовой, «Всероссийское ликование 15-го мая 1883 / 1893 г.» и «Родной Парнас» Константина Шишло, «Дидона: Поэма-импровизация» Болеслава Горда, «Думы и грезы - нужды и слезы» Матвея Козырева, поэта из народа, «Метеор» А.Ефимова (Андрея Зарина), «Проклятие любви» А.Тамбовского (Александра Михневича), а также анонимная лубочная книга «Жених в чернилах, а невеста во щах» (8-е изд.; 1-е вышло в 1870 г.).
В тот год было издано много классики: Грибоедов (в т.ч. и в киевском издательстве Ф.Иогансона), Денис Давыдов, Дельвиг, Жуковский, басни А.Е.Измайлова (в Харькове), поэмы И.Козлова, несколько изданий Кольцова (в т.ч. и дешевые - изданная И.Жирковым книга стоила 5 к., издание А.Ступина - 10 к.), Лермонтов (в т.ч. полн. собр. соч. в 2 тт. в издательстве М.Вольфа), полн. собр. соч. А.Н.Майкова, А.К.Толстой, Хемницер…
Вышло, конечно, много книг современных поэтов. Из более известных отметим Апухтина, В.Величко, А.Голенищева-Кутузова, Дрожжина, Льдова, Надсона (12-е издание его стихотворений), Василия Немировича-Данченко, Ратгауза, Сафонова. Но гораздо больше было малоизвестных поэтов - назовём лишь некоторые имена: Григорий Гнилорыбов (станица Каменская), Лев Исаков (Оренбург), Ефим Катанский (Тула), М.Кононенко (Киев), А.Мордвин-Щодро, Иван Пархоменко (Ромны), С.Певзнер, Никтополион Святский, В.Сольский, Михаил Цейнер (Томск), Евгений Юрчевский (Кишинев). Был и автор из Прибалтики - автор многих книг Константин Шишло, издавшийся в 1893 г. в Вильне и Тельшах (ныне - Тельшяй)… как мы видим, много поэтических сборников вышло в провинции: кроме указанных выше, также вышли сборники в Бердичеве, Новочеркасске, Одессе, Оргееве, Феодосии. Отметим и трёх провинциальных поэтесс: Александру Древинг (Томск), Н.Маяцкую (Феодосия) и Александру Мельникову (Киев).
Что касается переводов, то прежде всего нужно сказать о продолжавшемся в 1893 г. издании «Полного собрания песен» Беранже под ред. И.Ф.Тхоржевского (вып. XV-XXXI; Тифлис). Также вышли стихотворения Леопарди в пер. В.Помяна, «Мизантроп» Мольера в пер. Л.Поливанова, «Сакунтала» Калидасы в пер. Софии Эйгес, «Tristia» Овидия в пер. Фета и стихотворения Шелли в пер. Бальмонта.
Выходили и многочисленные песенники, как правило, большими тиражами (например, «Конфетка моя», «Военный песенник», «Тысяча песен» и более серьёзное «Что читать и что петь?» (в неск. Т., сост. Д.Александров) - прообраз «Чтецов-декламаторов»), и сборники (например, «Грешница» (поэмы Полежаева, А.К.Толстого, Минаева и др.), и первый выпуск антологии «Русская лира», который вышел как приложение к журналу «Стрекоза». Были и сборники для детей: например, «Малым ребятам: Рассказы и стихи».
Цены на поэтические сборники часто были невысокими или не очень высокими - меньше 1 руб. Кроме уже упоминавшихся изданий Кольцова, которые стоили 5 и 10 к., и др. дешевых изданий классики, можно упомянуть низкие цены на сборники современных поэтов - например, «Наброски в стихах» поэтессы, которая укрылась под псевдонимом «Адл-а», стоили 45 к., сборник Сысоева из Нижнего Новгорода - 20 к., сборник юного Николая Шебуева - 25 к., а книга В.Сольского, изданная «с благотворительной целью» - всего 5 к. Однако, естественно, были и более высокие цены: сборники Сафонова и Дрожжина стоили 1 руб., а книга Мордвина-Щодро - 2 руб.