Как некоторые из вас знают, я сейчас живу в Киеве. Как все вы знаете, в Киеве есть метро. В среднем, в вагоне метро я провожу ~1 час в день. Музыку в это время особо не послушаешь, шумно. А вот читать - самое оно. За месяц регулярных разъездов, я прочёл несколько книг и хочу по паре слов написать о каждой из них.
1. Рю Мураками "Паразиты".
Эта книга меня привлекла тем, что она стоила всего 25 грн. и ещё тем, что я читал очень мало Рю Мураками. Так вот "Паразиты" это такое поверхностное чтиво с претензией на интеллектуальность, наполненное псевдоэкзистенциальной рефлексией хикикомори. Сюжет прост и незамысловат. Главный герой, Уехара, насмотревшись Евангелиона, понял, что у него есть паразит, выдающий лицензию на убийство, и интернет. На этом всё. То, что все японцы любят Достоевского мы и так знали. Триллера не вышло, для хоррора все слишком приближено к реальности. Отвратительные, казалось бы, персонажи никаких эмоций не вызывают. В процессе чтения ощущения регулярно полосовали некоторые явные провалы в повествовании. Но несмотря на то, что все глубоко вторично, читалось это не без интереса. Чтиво, как никак. В общем, к Рю Мураками вернусь только на полнейшем безрыбье.
2. Фрэнк Херберт "Дюна".
Давно хотел прочесть эту классику НФ, да все никак не мог найти бумажный вариант. Нашел, проглотил почти залпом, хочу еще. Неприятные ощущения оставила только проработка религии, а ей отведено в романе ключевое место. Хотя черт его знает, как все может смешаться 8000 лет спустя %) Повествование немного рваное, но книге это только на пользу. Самое важное, чудовищно много внимания уделяется разным мелким деталям, вроде кличей уличных продавцов воды на Арракисе и т.п. Аллюзии на Холодную войну чересчур явные, но в то время, наверное, ссались все, так что простительно. Под конец роман начинает чуточку провисать, и как только наблюдать за подготовкой к пафосной священной войне становится скучновато, книга внезапно заканчивается, словно очередная серия аддиктивного сериала. В общем, буду искать продолжения и читать до конца.
3. Рюноскэ Акутагава "Ворота Расёмон. Новеллы".
Этого суицидника я давно держал на книжной полке, но никак не мог добраться. Сами новеллы меня радуют с того момента, как я познакомился с Проспером Мериме и Карелом Чапеком. До конца не могу объяснить что же такое эти самые новеллы, но находить отличия получается на инстинктивном уровне. Так вот, для чтения в метро Акутагава мне не подходит. Абсолютно. Вроде и интересно и необычно, а как-то не получается полноценно сосредоточиться. Наверное оттого, что краткость каждый истории требует быстрого погружения в атмосферу, а это, как правило, сложно. Нужна некоторая раскачка. Так что новеллы-пртичи Рюноскэ Акутагавы я лучше почитаю дома, в более спокойной атмосфере. А что же сами произведения? Да крутые. Беспристрастны и написаны как-то совсем не по-японски. Если поменять Кацухиро на Джек, Киото на Лондон, а кимоно на плащ, то в ощущениях мало что изменится.
4. Амос Тутуола "Перистая женщина".
С этим волшебным нигерийцем у меня случилась любовь с первой страницы. Когда-то в 2006 году мне подарили, а потом успешно конфисковали "Пальмового пьянаря" - очень интересную книжечку о путешествии любителя пальмового вина в город Мертвых. Почти 4 года Амос не попадался мне на глаза. Ровно до тех пор, пока я не добрался к книжным завалам на Петровке. Пишет Тутуола очень просто, светло и позитивно. Его книги можно читать и детям и взрослым, причем на лице читающего всегда будет сиять улыбка %) Моя ближайшая ассоциация - Рамаяна. Точнее какая-то детская книга с вытяжками из Рамаяны. Ну та про Раму, Ситу и обезьяну Хануману. Те же приключения героев вдали от дома, полные лишений, бедствий и проч., а также их (героев) последующее триумфальное возвращение домой с сундуками, полными сокровищ, или богатств. Вот, в принципе, и все что можно рассказать об этой книге, не вдаваясь в спойлеры. Очень и очень советую каждому, у кого в душе еще живет ребенок.
5. Джефф Нун "Брошенные машины".
Нуна по прежнему отвратительно переводят. Falling Out of Cars. Так роман называется в оригинале. "Машины" - это квинтэссенция "Вирта", спроецированная на нашу реальность. Последние дни мира, страдающего от болезни, передающейся через книги, зеркала и прочие источники информации любого рода. Эпидемия шума во всех его ипостасях. Идентичный дебютному роману набор персонажей, те же отсылки к "Алисе", неповторимые трипы, сумасшедшие образы и атмосфера, достойная "Лост хайвея" самизнаетекого included. Поскольку ещё не дочитал, то окончательного мнения сложить не могу, но в данный момент безумно нравится. Немного начала поднадоедать излишняя сумбурность происходящего, но это скорее из-за моего стремления к некому перфекционизму. В "Вирте" было много сомнительных ходов, здесь уже чувствуется опыт. И да, это совершенно иные ощущения по сравнению с минималистичной "Нимформацией". Наркоманы и интересующиеся, эта книга для вас.
На этом у меня все.