Адекватность костюма: субъективная тревога и поиск объективных факторов

Apr 10, 2016 15:49

Решила законспектировать.
ТЕОРИЯ МОДЫ. Одежда. Тело. Культура № 23 (весна 2012)
Линор Горалик. «Стыдно, как во сне». Адекватность костюма: субъективная тревога и поиск объективных факторов


...По мере расширения допустимых вариантов костюма для любой социальной ситуации - от рабочей до пляжной - обыватель оказался в сложном, двойственном положении: у него есть острое ощущение, что коды расшатались - но не исчезли; иными словами - в каждой ситуации стало допустимо многое - но не всё. Однако попытки формализации того, где проходит граница «допустимого» и «недопустимого» (как в частных беседах, так, скажем, и в глянцевых журналах или учебниках по стилю), либо требуют постоянного разветвления опций (в реально­сти практически бесконечных), либо с удовольствием включают в себя своего рода защитный балласт: утверждение, что «в конце-концов, главное - это чувствовать себя комфортно», призыв «не бояться иг­норировать правила и быть индивидуальностью» или заявление, что «можно пойти наперекор правилами и самой стать иконой стиля». Иными словами, попытки однозначной формализации повседневных костюмных кодов и норм в современном обществе (заслуживающие, безусловно, отдельного исследования, особенно - в России) обычно об­речены на предсказуемый провал. В результате обыватель оказывается в сложнейшей ситуации отсутствия любых объективных ориентиров, помогающих принимать решения касательно собственной одежды.
...В этой ситуации обывателем делается естественная попытка на­щупать некоторые константы, способные если и не заменить собой своды правил, то хотя бы способствовать избежанию тех или иных фрустрирующих ошибок в одежде. Естественным образом, такие кон­станты обычно оказываются лежащими в области эстетики, а не эти­кета. В частности, едва ли не беспроигрышным ориентиром (или по крайней мере опорным элементом психологических систем защиты) считается соответствие костюма внешности («Может быть, в театр и надо носить все блестящее и обтягивающее, но я не понимаю - она вообще видела себя в зеркале со своими попой и животом?») - то есть его способность приближать конкретного носителя к пусть и субъек­тивно понятому, но по-крайней мере внеситуационному идеалу кра­соты. Другим таким ориентиром служит «гармоничность» - опять же, безусловно, понятая субъективно: приемлемые сочетания цветов, «классические» силуэты (зачастую понимаемые как силуэты, означав­шие соответствие гендерным идеалам в период до нынешней эпохи интенсивного распада кодов - то есть в период конца 1950-х годов: «песочные часы» - для женщин, «перевернутый треугольник» - для мужчин). Именно, эти, по определению субъективные эстетические критерии, в данный момент, насколько можно судить, кажутся обыва­телям более объективными, чем исчезнувшие внятные своды писаных или неписаных социальных правил: «Даже при том что это был билет в VIP и все сидели в мехах и бриллиантах, я себя уговаривала, что по крайней мере я одета к лицу, а такой наряд, как у них, мне все равно не по зубам». Другая моя собеседница подчеркивала, что намеренно одевается всегда в черное и серое, потому что «это значит, что я ни­когда не ошибусь с модными цветами или с сочетаниями» вне зави­симости от ситуации».


...Первое ощущение, которое возникает в момент осознания «неумест­ности» собственного костюма, обычно связывают с «небезопасностью». При ближайшем рассмотрении речь, естественно, всегда идет о рис­ке быть «неправильно понятым» - но варианты называемой «непра­вильности» оказываются очень разными. Один вариант - опасность привлечь нежелательное внимание, особенно - в местах, где это вни­мание может быть выражено нежелательным способом: в незнако­мой компании, в ночном клубе. ...Второе - быть неправильно понятым во время прямой коммуникации с людьми, иногда даже знакомыми. Еще одним очень часто упоминае­мым переживанием оказывается боязнь «быть осмеянным»: от обыч­ного «у меня было чувство, что надо мной все смеются» - до «мне бы в лицо никто не засмеялся, потому что я занимался тогда боксом, но я не сомневаюсь, что за спиной у меня повеселились всласть» (молодой человек, пришедший на футбольный матч в белом пиджаке). Следую­щим по частоте упоминаний оказывается опасение быть принятым за человека, который «не знает, как надо» - то есть не знаком с кодом; термины, употребляющиеся в описании, очень разнообразны - от «деревенщины» до «компьютерного задрота», но, так или иначе, речь здесь идет о человеке, не привыкшем общаться в приличном обществе, не обладающем светским опытом и не понимающим моду. Примерно с той же частотой упоминается страх выглядеть бедным - причем, что интересно, вне зависимости от того, в какую именно сторону костюм респондента отличается от костюма окружающих. И наконец, часто упоминается очень интересное и менее очевидное опасение быть принятым за человека, который «слишком старается»: «во всех случаях не хочется выглядеть именно тем болваном, который старательно готовится к чему-нибудь», «я пришла накрашенная, с тональным кремом и на танкетках, един­ственная из всех гостей. Было очень стыдно, что видно, как я стара­лась». Очевидно, по своей сути это переживание близко к опасению быть «разгаданным» в качестве человека, который не уверен в себе и слишком старается хорошо выглядеть.
...
Возможно, здесь важно подчеркнуть сказанное тем, с какой частотой мои респонденты использовали сравнения, связанные с детскими или подростковыми переживаниями - то есть переживаниями, относящи­мися к периоду полного или значительного отсутствия контроля над собственным костюмом: «похожее было со мной только в первом клас­се, когда мама настаивала, чтобы на физкультуру я ходил в шерстяных гамашах», «так бывало в детстве, когда я стеснялась и ненавидела га­дость, которую мама мне покупала». Заново переживаемое ощущение бесконтрольности и беспомощности перед невозможностью соблюсти неписаные (на этот раз) правила, возможно, и доводило этих взрослых людей до фрустрации - и даже до слез.
...Сравнительно близко к ситуациям, когда «неуместность» вызвана нарушением сколько-нибудь устойчивых правил, лежат ситуации, когда человек чувствует себя «пере-одетым» (англ. overdressed) или «недо-одетым» (англ. underdressed) - то есть неверно оценившим не только костюмные законы, но и модальность одежды. Обе ситуа­ции очень болезненны еще и потому, что зачастую человек опасается трактовок, связанных не с его социальными навыками и знаниями, а с его материальным благосостоянием. В частности, «недо-одетость», по мнению такого человека, может быть истолкована как признак бедности («Я выглядела так, как будто мне нечего надеть, - и это при том, что у меня дома три сумки, за которые можно было купить половину этого ресторана»), а «пере-одетость» - как желание про­демонстрировать свой достаток, пустить пыль в глаза («Мне со своим „вюиттоном" хотелось сквозь землю провалиться») - или, наоборот, как желание небогатого человека показать, что у него тоже есть день­ги («Они были увешаны, как елки, а я пришла в шубке, потому что всегда мерзну. И в гардеробе мой одноклассник, с которым мы десять лет не виделись, подошел ко мне и сказал с таким мерзким смешком: „Тоже богатая, да?" Меня до сих пор передергивает»). Естественно, эта тревога только усиливается, когда у респондента возникает ощу­щение реального классового несоответствия, а не только «костюмной ошибки». Однако в этих ситуациях присутствует еще один важный оттенок: и респонденты, которые чувствовали себя «пере-одетыми», и респонденты, которые ощущали себя «недо-одетыми», однозначно заявляли, что всем остальным присутствующим их одежда - соответ­ственно нарядная или, наоборот, скромная - позволяла в то же самое время чувствовать себя уверенно. Эта уверенность в том, что осталь­ным - то есть попавшим в струю - было «хорошо» только из-за их правильного костюма, еще раз подчеркивает и субъективность, и про­ективность подобного переживания.
...Стратегии, которые выбирает человек, ощущающий неуместность сво­его костюма, в той или иной ситуации, отличаются вполне впечатля­ющим разнообразием: от «немедленно спрятаться и при первой воз­можности уйти» до «вызывающе так и ходить». <...> пе­ред человеком, оказавшимся неуместно одетым, встает крайне важная и постоянно упоминающаяся в обсуждениях дилемма: нужно ли уст­но коммуницировать данную ситуацию? Нужно ли, иными словами, оправдываться за свой внешний вид - то есть разъяснять свое (на са­мом деле) умение считывать социальный код и следовать ему, - и если да - то в каких ситуациях? В частности, следует ли самому начинать этот разговор с любым собеседником - или, скажем, включаться в него только, если тебя спрашивают напрямую? Большинство респондентов признаются, что ощущение тревоги у них в этот момент так велико, что удержаться от добровольной коммуникации почти невозможно.
...Интересно, что респонденты, которые, по их утверждению, «готовы объясняться, если спросят», не могли при­вести примеров, когда бы их действительно спрашивали о том, почему они явились на шашлыки в белой рубашке и лакированных ботинках; исключение составляли ситуации, когда комплимент воспринимался как скрытый вопрос или пассивно-агрессивная нападка.
...Точно так же респонденты не смогли привести примеров, когда они сами дела­ли бы сознательное замечание «неуместно одетому» человеку, - од­нако признавались, что бывали рады услышать внятное объяснение; это разряжало обстановку. Впрочем, излишние объяснения или объ­яснения, для которых собеседник не видел причины, зачастую тоже воспринимались негативно - по схеме «она слишком старается».
...Наиболее упоминаемой методикой (хотя о реальной частоте и эффективности ее применения судить невозможно) оказывается обращение к собственному чувству юмора: «Я убедила себя, что все это, в конце концов, не ужасно, а даже смешно».  Однако иногда удар по самолюбию оказывается настолько тяжелым, что смеховое остра- нение не помогает. Тогда зачастую в ход идет своего рода «подмена шкалы»: «проиграв» другим участникам сборища на субъективной шкале «уместное - неуместное», неудачно одетый человек обраща­ется к какой-нибудь объективной шкале, на которой, по его ощуще­нию, может набрать больше очков: «Напоминала себе, что они тут тре­тьи жены, которых могут уволить из постели, стоит им прибавить два кило, а у меня два высших образования». <...> Разновидностью этой же стра­тегии оказывается ее инверсия: когда вместо поддержания собствен­ной ценности человек обращается к критике окружающих, - уходя от субъективной темы костюма к каким-нибудь объективным (по его мнению) ценностям: «У этих по-театральному одетых теток зато три раза за отделение звонил телефон»; «Выходят на пляж в купальниках Chanel, а ведут себя как свиньи, прячут шкурки в песок»; «Меня тря­сет, когда на митинге я вижу двух фиф с макияжем и на шпильках, которые, выворачивая ноги, смотрят на меня, как на гниду, в моих лыжных штанах, - а потом спрашивают у ментов, где тут купить коньяка». Последняя реплика представляется особенно ценной: собственно, она адресуется к некоторому неуловимому набору правил, который должен бы был относиться к принципиально новой, только возник­шей ситуации: к ситуации протестных митингов в России, очень се­рьезно изменившейся (в том числе - в плане современного костюма) за двадцать лет, прошедших с момента предыдущих массовых митин­гов. Митинги зимы 2011/12 года стали среди прочего новым опытом разрушения костюмных кодов - и попыток формирования кодов но­вых. Таким же важным опытом оказались массовые протесты, охва­тившие в 2010-2012 годах значительное число развитых стран. Одним из важных социальных опытов для всех участников антиправитель­ственных митингов стало смешение страт, субкультур, социальных групп в едином пространстве. В России шутки про «норковую рево­люцию» и «митинг испорченных ботинок» перемежались практичны­ми советами по выбору термобелья и страстной риторикой в блогах касательно неуместности дорогих шуб на войне с коррупцией. Эти интуитивные попытки создать «правила одежды для современного протестанта» еще ожидают своего летописца, который, безусловно, должен будет рассматривать 2012 год как крайне значимый не толь­ко в жизни России.

имидж и стиль

Previous post Next post
Up