Дождливый день, иду по тротуару возле проезжей части. Рядом проносится машина и окатывает меня брызгами воды с головы до ног. Первый же порыв - среагировать как-то негативно. Но останавливаю себя: «А что случилось-то такого? Запачкалась? Нет. Намокла? Высохну. И что? Выходит, и проблемы-то нет».
Термин «модель поведения»
часто используется в современных статьях,
особенно касающихся психологии и социологии.
Я также сталкивалась с ним в материалах
о социальных роликах.
Но по-настоящему поняла,
что значит это словосочетание
лишь недавно.
Появился вопрос: откуда же возник тогда этот первый порыв? Настроение ведь было хорошее. И тогда мне вспомнились многочисленные сцены из фильмов с подобной ситуацией, где героя забрызгивает водой проезжающая машина, и он красноречиво выражает свои эмоции. То есть, в этих фильмах так ненавязчиво давалась негативная модель реакции на определённую ситуацию. Подумать только, такая мелочь вроде, а как влияет! Задуматься стоит и над тем, сколько ещё существует подобных ситуаций! Сколько ещё моделей негативных реакций есть в нашем сознании, которые были навязаны извне? Их источниками ведь могут быть и не только фильмы, но и примеры родителей, друзей, родственников.
Проблема состоит в том, что чаще всего люди живут с этими моделями, не задумываясь над тем, что они являются неестественными и навязанными. Часто, придерживаясь такой навязанной некомфортной модели, человек страдает. Страдает именно из-за того, что вокруг него возможно и нет другого примера, либо он не обращает на него внимания. А ведь внутренний выбор есть всегда.
Именно тут на помощь приходит социальная реклама, цель которой изображение именно позитивных, человечных моделей поведения. Социальная реклама - это кладезь потенциальной помощи самым разным людям, причём помощи неосознанной. Ведь свою роль помощника она выполняет уже тем, что показывает людям позитивные модели поведения.
Кстати говоря, через несколько дней увидела на улице девушку и парня, с которыми приключилась ситуация, аналогичная моей. А вот реакция ребят поразила: «Нас окропили, Люся!», - весело шутил парень, отряхивая капли с капюшона девушки. Та подняла на него улыбающееся лицо и смешно сказала: «Ура! Это хорошая примета. Сегодня на семинаре точно будет «5»».
Значит можно по-другому реагировать! Выбор всегда за нами.
Автор Анна Дубровская