Гладуэлл меня очаровал еще своей '
The Tipping Point', теперь читаю '
Outliers: The Story of Success'. (Весьма забавно, кстати, на русский перевели название).
В первой главе рассказывается об отборе детей в хоккейные команды в Канаде и о том, почему большинство канадских хоккейных звезд родились в январе. Некоторые списывают этот странный факт на астрологию и мистику, Гладуэлл дает свое рациональное объяснение. Он предполагает, что успех в хоккее зависит не столько от способностей ребенка, сколько от того, в каком месяце он родился. Дело в том, что в Канаде отборы на новый год обучения проходят в начале января. Отбирают детей 9-10 лет. И знаете, что получается? Самыми сильными и "талантливыми" игроками оказываются дети, рожденные с января по май. Все дело в возрасте - для детского развития год - это целая вечность. Вот и получается, что старшие дети чаще проходят в лучшие команды. (70% "талантливых игроков" рождаются в период с января по май). Ну, а здесь уже вступает в действие так называемый "Эффект Матфея" ("ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отниметя и то, что имеет" Евангелие от Матфея 25:29) - те счастливчики, которые попадают в команды лучших, получают лучших тренеров, больше практики и т.п., то есть, благодаря высшему качеству обучения они действительно становятся лучшими.
Такая тенденция прослеживается и в бейсболе, и в футболе и даже в оценках на экзаменах в школе.
Вспоминая свой класс, не могу не обратить внимание на похожую тенденцию - старшие ученики в большинстве случаев были и более "умными", младшие, соответственно отставали.
Интересно, существует ли хоть в одной школе система распределения детей по возрастным группам? Кажется вполне логичным объединять детей по схожести возраста. Но здесь возникает вопрос - может быть, младшие дети выигрывают от того, что находятся в обществе старших, более умных (не всегда, конечно) и зрелых одноклассников. Может, это ускоряет процесс их развития? Ну, и другой вопрос - если распределять детей только по возрасту, действительно талантливые дети могут застрять в классах для младших (пока не "талантливых") детей.
С одной стороны на весах оказывается возраст ребенка, с другой - его развитие. И вопрос в том, что важнее: развитие в равных условиях (в обществе одногодок) или выявление талантливых детей (независимо от возраста), их объединение в группы и дальнейшее более серьезное (по сравнению с остальными) развитие?
Какие-то сплошные вопросы :)