КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ *Порадовало*

Apr 19, 2012 13:28





«Устный отчет в полученных знаниях не занимает так много вре­мени, как письменный. Однако он зачастую отнимает значительно больше нервного здоровья, поскольку экзамены и зачеты, как пра­вило, сопровождаются страшно напряженной атмосферой.

Именно нервозность является главным условием как, собствен­но, проблематичности, неприятности любого экзамена, так и его не­успешности. В связи с этим, нижеследующая метода направлена на решение проблемы нервозности на экзамене.

Отметим, что предлагаемые здесь приемы в наибольшей степени могут быть полезны для тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел осуществить надлежащую подготовку к экзамену, в результате чего подошел к этому торжественному событию в своей жизни с совершенно незамутненным, чистым и свободным от зна­ний сознанием. Вместе с тем они могут отчасти очень пригодиться и тем, кто обладает какой-либо подготовкой, оснащен знаниями, шпар­галками, бомбами, хорошими отношениями с экзаменаторами и т. п.

Каждое из только что перечисленных средств характеризуется той или иной степенью ненадежности: знания могут в самый неудачный момент забыться, бомбу могут обнаружить, шпаргалка может поте­ряться или оказаться неполной, отношения с экзаменатором могут испортиться (или вы вообще можете попасть к другому экзаменато­ру) и т. П. Тогда как приводимые здесь методы универсальны и безот­казны в абсолютно любой ситуации.

Излагаемая ниже система была создана в 1991 году на основе обоб­щения опыта различных поколений студентов и получила название Школа Чистого Пути. Посвящение в эту школу состоит из множест­ва ступеней, на каждой из которых адепт обретает новую степень со­вершенства в общении, когда один из собеседников считает себя впра­ве спрашивать с другого отчет в его знаниях.

1. БОРЬБА С СОБОЙ

Экзамен - это бой. В этом бою у вас два противника: первый и самый опасный - это вы сами, второй - это экзаменатор. Рассмот­рим их по порядку значимости.

Чтобы справиться с собой, нужно очень много усилий. Но одно­го количества усилий мало - они должны быть правильно направле­ны и распределены. Как это сделать?

Главное в деле достижения успеха на экзамене - это правильный настрой. Ваше плохое настроение, ваша неуверенность, ваш страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших отве­тов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет добить вас.

Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на сни­сходительность преподавателя, надежда на бомбы и шпаргалки, на­дежда на подсказки и т. п. Чтобы избавиться от всякого страха, преж­де всего следует освободиться от каких бы то ни была надежд. Следу­ет осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, что никто и ни­что вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный про­бел. Конечно, бывали случаи, когда люди за одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (на­пример, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья подвижника.

Как уже говорилось, существует множество технических спосо­бов восполнения пробела в знаниях - бомбы, шпаргалки и т. п. Од­нако автору еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действи­тельно сами по себе безотказно помогали. Напротив, пользовавшие­ся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала от постоянной боязни уличения, а неуверенность - от стремления во что бы то ни стало предельно точ­но соответствовать написанному в шпаргалках.

Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказ­ками, если уж они есть, следует пренебрегать. Нет, ими надо пользо­ваться, но на них не стоит рассчитывать.

Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, не­предсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безо­глядно полагаться здесь на что-либо, строить расчеты, питать надеж­ды нельзя. ' ,

Четко осознав последнее обстоятельство, вы избавляетесь от ос­тавшихся надежд и попадаете в особое состояние духа. Закрепление этого состояния возможно различными способами, индивидуальны­ми для каждого. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овла­девает настоящее спокойствие, и вы становитесь наиболее боеспособ­ны, открыты любым тактическим и стратегическим возможностям.

Обретя это состояние, вы становитесь на совершенно чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудня­ющих ваше движение.

Остаетесь только вы, ваше спокойствие и ваша полная свобода от всяческих надежд и связанных с ними страхов. Единственным пре­пятствием между вами и вашим успехом остается теперь только пре­подаватель - слабый человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое универсальное искусство, состоящее в сис­теме немногочисленных правил.

2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ

Экзаменатор - это, с одной стороны, собеседник, который по тем или иным причинам занимает позицию вопрошающего и ждущего от вас совершенно определенных ответов на поставленные им вопро­сы, а с другой - человек с человеческим вниманием, человеческой наблюдательностью, человеческой эрудицией, человеческим темпе­раментом, человеческим самолюбием и прочими чисто человечески­ми «точками давления».

Борьба с экзаменатором не есть преследование цели его уничто­жения (морального или физического). Эта борьба направлена на сме­щение экзаменатора с занятой им формальной позиции в беседе и убеждение его в вашей высокой состоятельности в качестве собесед­ника на профессиональные темы. В случае достижения этой цели, даже если экзаменатор будет продолжать сомневаться в вашей под­готовленности, он не сможет поставить вам низкую оценку.

Достижение поставленной цели возможно благодаря вашим соб­ственным, индивидуальным навыкам человеческого общения. Одна­ко для экзамена существует ряд специальных правил, которых обяза­тельно следует придерживаться.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ

Не молчать. Что бы вам ни сказали, о чем бы вас ни спросили, вашей немедленной реакцией должна быть какая-то речь. Вы не долж­ны оставлять места для пауз и обязаны говорить во что бы то ни ста­ло. Молчание, даже если оно глубокомысленно, многозначительно или символично, всегда расценивается экзаменатором как признак незнания и используется против вас. Напротив, говорение, каким бы пустым оно ни было, всегда будет свидетельствовать если не о специ­альных знаниях, то об общей культуре. А это в большинстве случаев ценится и может повлиять на оценку.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ

Говорить как можно быстрее. Чем быстрее вы говорите, тем труд­нее экзаменатору понять вас. Кроме того, быстрота косвенно свиде­тельствует об уверенности ответа. Если экзаменатор одергивает вас, требуя говорить медленнее, вы можете сказать, что это ваша естест­венная речь и что медленнее вам будет говорить трудно и непривычно.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ

Говорить как можно непонятнее. Употребление сложных, много­основных и иностранных слов не только запутывает мысль, но и пу­гает экзаменатора, который далеко не всегда понимает значение та­ких слов, как, например, аберрация или тактильность, но никогда в этом не признается. Кроме того, употребление подобных слов при­дает вашей речи небывалую солидность и многозначительность.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ

Говорить как можно многозначительнее. Многозначительность касается как тона вашей речи, так и ее реального смысла. Много­значительность тона располагает слушателя к совместному пости­жению неких загадок, к беседе на равных о таких проблемах, кото­рые в принципе одинаково недоступны как школьнику, так и ака­демику и в незнании которых никому не стыдно признаться. Мно­гозначительность смысла является важнейшим условием для успе­ха любого ответа, поскольку позволяет вывернуться из любой кри­тической ситуации. К таковым следует, в первую очередь, отнести разоблачение вашего ответа как неправильного. Многосмысловость вашего ответа позволяет всегда вывернуть его наизнанку. В случае разоблачения вы всегда можете уточнить, что именно имеет в виду экзаменатор (чтобы он выразил одну и ту же мысль двумя способа­ми), а затем объявить, что именно это имели в виду и вы, когда от­вечали. При этом вы также можете уточнить свою мысль, вывернув наизнанку все ранее вами сказанное.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ

Говорить как можно более спорно, всеми силами стараясь свес­ти экзамен к дискуссии на сомнительные темы. Одна из главных ваших задач на экзамене - преодолеть ситуацию формальной экзаменационности, когда экзаменатор должен спрашивать, а сту­дент - отвечать, и выйти на оперативный простор свободной бе­седы, когда собеседники находятся в одинаковом положении. Во­обще, на экзамене не надо бояться спорить. Напротив, если речь не идет о совершенно специфичных знаниях, где вы явно можете попасть впросак, спорить полезно. Это создает атмосферу равно­правия, а равному себе не так просто поставить неудовлетворитель­ную оценку.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ

Использовать любую возможность, чтобы рассеять внимание экзаменатора. Когда экзаменатор полностью сосредоточен на ва­шем ответе, это может привести к неприятным последствиям. На­против, его рассеянность позволит вам выдать за чистую монету очень многое. Добиться этого можно не только благодаря харак­теру вашего ответа, но и посредством различных побочных обсто­ятельств. Например, можно вертеть в руках ручку, шелестеть лис­тами бумаги и т. п.

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ

Использовать любую возможность, чтобы выиграть время. Эк­замен не может длиться вечно, у него есть какие-то строгие преде­лы во времени. Поэтому надо сделать так, чтобы большая часть эк­заменационного времени не была посвящена самому экзамену. В те моменты, когда в результате каких-нибудь посторонних событий (шума, открывания и закрывания дверей, падения ручек, каранда­шей, книг и т. п.) экзаменатор отвлекается от экзамена, вы имеете возможность обдумать ответ на его предыдущий вопрос.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ

Никогда не соглашайтесь с критикой в ваш адрес. Все, что кем-либо сказано в ваш адрес на экзамене хотя бы просто в критическом тоне (даже если оно вам кажется справедливым), должно немедлен­но привлечь ваше внимание и получить самый решительный отпор. Вы должны громогласно опровергать любую критику в ваш адрес, ничего не пропуская мимо ушей. Любые аргументы, высказанные в вашу защиту, будут иметь хоть какой-то вес, а также займут время экзамена и внимание экзаменатора. Кроме того, он уже не будет поз­волять себе запросто критиковать вас, зная что вы неминуемо и на­пористо будете противостоять ему в любом вопросе. Отсутствие же эффективной критики в ваш адрес является верным залогом высо­кой оценки, так как если экзаменатор не смог доказать вам вашу несостоятельность, то у него нет конвенциональных оснований низ­ко вас оценивать.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ

Проявляйте максимум темперамента. Это не только говорит о вашей уверенности, но попросту подавляет экзаменатора. Очень труд­но противостоять живому напору. Одна студентка сдавала экзамен по философии, ничего не зная по предмету. Однако по ходу экзамена она, проявляя весь своей темперамент, на глазах увеличивалась в раз­мерах, нависая над экзаменатором, тогда как последний непрерывно уменьшался, потихоньку сползая под стол. В итоге он вынужден был признать, что никогда еще не встречался с таким энтузиазмом, и по­ставил ей пять баллов.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ

Будьте готовы вспомнить то, чего вы никогда не знали. Вы не долж­ны допускать, чтобы вас поставили в безвыходную ситуацию и требовали, например, просто и без лишних слов что-нибудь перечислить. Однако, если такое все-таки произошло, вы должны решить предло­женную вам загадку, полагаясь исключительно на собственную интуи­цию. Люди, которые доверяли себе и не боялись решать такие задачи, совершали на экзаменах настоящие чудеса: их спрашивали, что такое «аргумент пари» у Паскаля, - и они выдумывали его; их спрашивали, какие виды отчуждения у Маркса, - и они угадывали их и т. п.

ПРАВИЛО ОДИННАДЦАТОЕ

Делайте все, чтобы экзаменатор не записал в ведомость оценку, которая вас не устраивает. Истинный Мастер Чистого Пути способен удерживать висящую над ведомостью ручку экзаменатора сколь угод­но долгое время. Если уже вы допустили такую ситуацию, требуйте у него дополнительных вопросов, упрекайте его в несправедливости, ссылайтесь на посторонние помехи в сдаче экзаменов, говорите и де­лайте что угодно (можете даже закатить истерику), но не дайте придать низкой оценке ваших ответов характер официального документа.

* * *

Перечисленные одиннадцать правил составляют, так сказать, ис­кусство сдачи экзаменов, или Искусство Чистого Пути. Говорят, что тот, кто в совершенстве овладел этим искусством, как бы анекдотич­но это не звучало, способен сдавать китаеведу китайский язык, не зная его. На любой вопрос на китайском он будет отвечать звукопод­ражанием этому языку, которое экзаменатор, естественно, не пой­мет. Тогда экзаменатор будет вынужден перейти на русский язык и спросить студента, на каком языке тот говорит. В ответ Мастер ска­жет, что

во-первых, у него дефекты речи, не позволяющие ему достаточно членораздельно произносить китайские фразы;

во-вторых, он говорит на особо редком диалекте, который он изучил в детстве, когда жил с бабушкой в Биробиджане.

Успех Мастера, как и любого студента, будет зависеть от степени отрешенности и сосредоточенности при сдаче экзамена. Например, если истинногоМастера спросить, что он сделает, если во время сдачи им экзамена небеса внезапно свернутся, как свитки, земля затря­сется и начнется в полном объеме и со всеми атрибутами конец све­та, то он ответит: «Первое, что я сделаю, - это обращу на данное об­стоятельство внимание экзаменатора, указав, что происходящее су­щественно ухудшает экзаменационную атмосферу. Во-вторых, дам понять экзаменатору, что есть отвлекающие меня обстоятельства, ме­шающие мне давать ему взвешенные ответы. В-третьих, не премину обсудить с ним происходящее с точки зрения сдаваемого предмета. На­конец, я воспользуюсь всем этим, чтобы выиграть время и придумать как можно более удачный ответ на последний вопрос».

Все эти приемы можно использовать не только в экзаменацион­ном, но и в любом формальном общении с преподавателем, а в той части, которая касается содержания ваших ответов, - и в создании письменных работ.

Кроме того, в реальной жизни очень многие люди ведут себя с вами так, будто они являются экзаменаторами, а вы - экзаменую­щимися. ПоэтомуИскусство Чистого Пути может вам пригодиться всегда.»

Эхх.. Где они были, начиная с моего девятого класса?!!!...

учеба, философия, смешно

Previous post Next post
Up