Кто ты?

Mar 12, 2012 18:20


"Пока живёшь, думай об одобрении других; когда умираешь - только о себе"

Сенека

"При отсутствии других средств характер человека никогда нельзя понять вернее, чем по той шутке, на которую он обижается"

Г. Лихтенштейн

"Ни о чём не судят так поверхностно, как о характере человека. Ни в одном деле не оценивают целого менее, чем здесь, а ведь именно в этом и заключается суть характера."

Г. Лихтенштейн

"Все... добродетели являются послушанием по отношению к законам, данным людьми. И только своенравие... подчиняется другому закону... тому закону, что заключен в самом человеке, - "своему нраву"

Г. Гессе.

"Люди так заняты собой, что у них нет времени вглядываться в окружающих и справедливо их оценивать. Вот почему те, у кого много достоинств, но ещё больше скромности, нередко остаются в тени"

Ж. Лабрюйер

"Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идём, чтобы его скрыть"

Ф. Ларошфуко



Собственно, зачем я тут занимаюсь изысканиями по части цитат, могли бы Вы спросить? А всё потому, что мне предстоит объяснить, зачем люди создают о себе ложное впечатление. И, несомненно, в ответе на этот вопросе я повторю многих.

Несомненно, причин данного явления может быть столь же много, сколько людей мы об этом спросим. Я выбрал те изречения, которые, на мой взгляд, могут помочь мне в ответе на поставленный вопрос. Давайте посмотрим…

На первый взгляд, всё достаточно ясно: я хочу, чтобы обо мне думали определённым образом, поэтому стараюсь создать должное впечатление. Тут всё просто и понятно, но возникает другой вопрос: почему же я хочу показаться не тем, кто я есть? Тут у меня есть несколько версий.

Первая заключается в том, что все мы, так или иначе, сильно зависим от одобрения окружающих, и нам хочется казаться лучше, чем мы есть, или соответствовать идеалу, который сформировался в нашем сознании и который мы так и не смогли достичь (Фрейд одобряет моё применение концепции Сверх-Я). Я полагаю, мало кто полностью доволен собой, своим набором достоинств и недостатков. Посему он стремится скрыть свои те стороны своей личности, которые кажутся ему наиболее не подходящими для демонстрации в обществе, даже отрицательными и требующими поругания. Хотя вполне может оказаться, что при детальной объективной оценке эти стороны личности могут оказаться положительными и окрашенными отрицательно субъективно. Но, тем не менее, сокрытие части своих душевных качеств ведёт к тому, что мнение, формируемое о человеке, оказывается не полностью верным, даже в том случае, если он не хотел этому напрямую способствовать.

Вторая версия гласит, что человек может намеренно создавать о себе ложное впечатление, дабы ввести в заблуждение тех людей, отношения с которыми только начинают складываться. При этом, такой человек может иметь богатую душевную жизнь, обладать различными талантами и выдающимися качествами, но намеренно не демонстрировать их или же демонстрировать качества, полностью противоположные. Цель такого обмана для меня остаётся загадкой, хотя в определённом случае такое поведение может оказаться необходимостью (Штирлиц же не мог ругаться матом в присутствии "коллег") или же болезненной навязчивостью обманывать окружающих.

Третья моя догадка состоит в том, что ложное мнение стараются создать о себе люди, которые в реальной соей жизни не обладают никакими выдающимися качествами и не ведут никакой активной творческой и продуктивной деятельности. Пустоту, образовавшуюся в сердцевине их самосознания, они, само собой, демонстрировать не хотят, и поэтому придумывают для себя новую историю, в которой они обладают талантами и умениями, которые могу приковать к ним внимание окружающих. Мне могут возразить, что данная версия мало отличается от второй, высказанной мной, но я здесь делаю упор на то, что индивид не замещает имеющиеся душевные качества, а создает новые, реально не присущие его личности, но присваиваемые им самому себе.

Смею предположить, что именно этот третий тип обмана наиболее опасен как для окружающих или, вернее сказать, новых знакомых, так и для самого человека. Для первых - потому, что они доверяют себя человеку совершенно непредсказуемому в душевном плане. Для последнего - потому, что он рискует потерять последние крупицы себя, раствориться в новой личности, которая вполне может оказаться совершенной противной его существу.

глазами Чайника

Previous post Next post
Up