127. Шаг в правильном направлении

Sep 08, 2008 18:26


Как говорится, капля камень точит. Появились сведения о выходе русского перевода книги: J. Read, L.R. Mosher and R.P. Bentall, eds. Models of Madness: Psychological, Social and Biological Approaches to Schizophrenia. Brunner Routledge, Basingstoke, UK, 2004. Pp.397.

http://www.pro-psy.ru/
http://psy.su/prof_society/articles/2212/

Этот объемистый том включает статьи 25 авторов, психологов и практикующих психиатров. Выдержка из аннотации:Книга "Модели безумия" представляет собой краткое изложение результатов исследований, доказывающих, что шизофрения -- это не медицинское заболевание, и галлюцинации и бред лучше всего рассматривать в качестве реакций на неблагоприятные события в жизни, такие как неадекватное обращение и насилие в детстве, бедность ит.д. Книга содержит критику в адрес биологической психиатрии и фармацевтической промышленности, поскольку те способствуют развитию пессимистичных и упрощенческих взглядов на заболевание.
Содержание книги:

Модели безумия: Психологические, социальные и биологические подходы к пониманию шизофрении

Редакторский совет:== Джон Рид, директор отделения клинической психологии. Департамент психологии Университета г.Окленд
== Лорен Р.Мошер, профессор клинической психиатрии. Университет Калифорнии, Сан-Диего
== Ричард П.Бенталл, профессор экспериментальной психологии, Манчестерский университет
Часть I. Медицинская модель: "Шизофрения" -- не болезнь== "Шизофрения" -- не болезнь. Джон Рид, Лорен Р.Мошер и Ричард П.Бенталл
== История безумия. Джон Рид
== Изобретение "шизофрении". Джон Рид
== Генетика, евгеника и массовые убийства. Джон Рид и Джеффри Массон
== Существует ли "шизофрения"? Надежность и валидность. Джон Рид
== Утерянная причина биологической психиатрии. Джон Рид
== Шизофрения и наследственность: почему у императора нет генов. Джей Джозеф
== Электросудорожная терапия. Джон Рид
== Антипсихотические препараты: мифы и факты. Колин А.Росс и Джон Рид
== Фармацевтические компании и шизофрения: разнузданный капитализм встречается с безумием. Лорен Р.Мошер, Ричард Госден и Шарон Бедер
Часть II. Социальные и психологические подходы к пониманию безумия== Общественное мнение. Случаются неприятности, которые сводят тебя с ума. Джон Рид и Ник Хэслем
== Голоса, которые мы слышим: понимание психотических переживаний клиентом. Джим Гики
== Бедность, этническая принадлежность и пол. Джон Рид
== Отказ от понятия шизофрения: когнитивная психология галлюцинаций и бреда. Ричард П.Бенталл
== Психодинамическая психотерапия шизофрении: ее история и развитие. Анна-Луиза Сильвер, Брайан Колер и Бертрам Кэрон
== Детская травма, потеря и стресс. Джон Рид, Лиза Гудман, Энтони П.Моррисон, Колин А.Росс и Волькмар Адерхольд
== Несчастливые семьи. Джон Рид, Фред Сеймур и Лорен Р.Мошер
Часть III. Психосоциальные вмешательства, основанные на свидетельствах== Профилактика "шизофрении": создание условий для более здорового общества. Эмма Дэвис и Джим Бердетт
== Службы, организованные потребителями услуг. Джуди Чамберлин
== Когнитивная терапия для людей с психозом. Энтони П.Моррисон
== Психодинамическая психотерапия при шизофрении: эмпирическое обоснование. Уильям Х.Готтдинер
== Развитие служб раннего вмешательства. Ян Олав Йоханнессен
== Семейная терапия и шизофрения: Замещая идеологию открытостью. Волькмар Адерхольд и Эвелин Готвальц
== Внебольничное немедикаментозное вмешательство при первом психотическом эпизоде. Лорен Р.Мошер

То, что мне удалось прочитать, говорит вполне ясную вещь: наблюдается более, чем отчетливая корреляция шизофрении и опыта пребывания во враждебной микро- и макро-социальной среде. Есть достаточное количество упоминаний Бейтсона, школы Пало-Альто и "теории даблбайнд". Я хочу внести свои 5 копеек и привести цитату из предисловия Бейтсона к "Персевалю", в которой Бейтсон со свойственной ему бескомпромиссностью обращает внимание на один из самых жутких и мрачных аспектов шизофрении, а именно, что шизофрения -- это помимо всего прочего еще и форма самоликвидации "лишних людей". Итак:

...В других случаях он пишет письма семье, с надеждой, что их прочтут и врачи:Мне не всегда удавалось справиться с озлоблением. Более того, меня часто посещал дух бравады и открытого неповиновения врачам, которым, как я знал, мои письма отдавали на изучение. Поскольку они заявляли, что моя злость на содержание под замком и обращение со мной была доказательством моего сумасшествия, я был намерен дать им достаточно свидетельств таковой [p. 211].
Подобное извращенное поведение, намеренно провоцирующее окружающий мир на самое плохое, на что он только способен, характерно для столь многих шизофреников, что они словно бы руководствуются девизом: "Я докажу, что могу испить эту горькую чашу до дна".

Персеваль продолжает обсуждение причин своего сарказма и буйства, проявляя поразительную проницательность:Но под этим буйством экспрессии скрывался более глубокий мотив, который многие, возможно, сочтут безумным: я знал, что из всех мук, которым подвержен разум, нет столь ужасной, столь нестерпимой, как угрызения совести за причинение вреда или пренебрежение теми, кто заслуживает нашего внимания и уважения. Я жалел сестер, братьев и свою мать: я знал, что они не смогут выдержать вида того, что они сделали со мной, с тем, к кому они были когда-то столь привязаны, если правильно это поймут. Я знал, что они не будут знать облегчения от мук того гложущего раскаяния, которое приходит слишком поздно, но все же будут при этом отчасти считать, что я не заслуживаю их привязанности. Поэтому я часто давал волю своему перу, чтобы они могли впоследствии оправдать себя, сказав, что он лишился права на наше уважение, что он отбросил должное почтение к своему происхождению и своим родственникам, что он заслужил наше презрение и получил по заслугам, потеряв нас [pp. 211-212].
Здесь Персеваль буквально показывает пальцем на центральную тему отношений психотика с его близкими. Почти во всех подобных семьях можно обнаружить, что психотический индивидуум выполняет функцию необходимой жертвы. Своим шизофреническим поведением он должен замаскировать или оправдать те действия других членов группы, которые индуцировали -- и продолжают индуцировать -- его шизофрению.

Одна сторона этой картины хорошо знакома. Отвергнутый ребенок обычно не способен принять факт отвержения, не предоставив при этом действиям родителя обильных оправданий. Осознание того, что он был отвергнут несправедливо, невыносимо обесценило бы родителя в глазах ребенка. Поэтому он должен защитить себя от подобного осознания:Возможность сказать, что поведение моих родственников по отношению ко мне имеет некоторые объяснения, была облегчением для моего разума. Самым невыносимым было чувство или мысль, что со мной обращаются с полнейшей несправедливостью, безо всяких поводов с моей стороны [p. 214].
Любовь пациента к родителям заставляет его хранить жертвенную природу своего поведения в глубокой тайне. У большинства шизофреников это утаивание доходит до степени вытеснения. Пациент не способен принять к сознательному рассмотрению мысль о подобном характере своих мотивов.

Родителям бывает чрезвычайно трудно принять подобную сложную инверсную мотивацию. Они не могут воспринимать свое собственное предательство иначе, нежели как оправданное поведением пациента, а пациент не предоставляет им возможности понять связь своего (пациента) поведения со своим видением их прошлых и настоящих действий. Все служат тирании "благих намерений", а пациент превращается в пародию на святого, принося себя в жертву в форме дурацких и саморазрушительных действий, оправданием чему могут послужить разве что слова Спасителя: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" [Лук. 23:34]. -- Аминь!

Как поется в известной песне: "Я другой такой страны не знаю...". И действительно, вряд ли сыскать другое место, где бы полчища карикатурных псевдо-святых "юродивых Парамош" и "блаженных Евстафьюшек" лучше любой социальной критики говорили бы о человеконенавистническом характере местного государства и социума.

вести с полей, первоисточники

Previous post Next post
Up