Корова, от безысходности жующая ветки деревьев, растущих по краю дороги.
Обычная крымская корова. Обычная крымская дорога. Пыльная, до белизны. Обычная обочина, переходящая в степь. Бурую, выгоревшую, с точки зрения коровы- совершенно неинтересную.
Корове- ей до балды достопримечательности. Мне- нет. Грязевое озеро с грязными туристами и, особенно туристками топлесс, не возбуждает. Подходишь и по запаху определяешь- не Казантип.;-) Но практика показывает, что грязь грязи- рознь. Пол-часа пыли и щебня, и попадаешь в долину грязевых вулканов. (Они настоящие!!!) :-)
По мере приближения к ним, степь меняется. Покрывается корочкой, и в зависимости от удаленности от конусообразных вершин корочка совсем разная.
Такая.
И такая.
И, даже- такая.
Вулканчики маленькие, видимо из-за размера переполнены не только грязью, но и комплексами. Угрюмо булькают, пуская пузыри. Говорят, по весне они могут и фонтаны выдавать. Но сейчас- лето…
Асфальт, то черный, то вдруг зеленый. Сухой, горячий, но зеленый, замшелый, вдруг меняется на красный, такой же горячий и сухой… Мелькнет на огромной парковке бетонная эстакада, привет из прошлого. Не на этой ли площадке автомобилисты шестидесятых, непривыкшие к дальним пробегам, без шпринцевания передней и задней подвески проводили массовое ТО? По километражу, как раз подходит, если считать от Москвы… Уже высматриваешь ту самую бензоколонку- чтобы с непременной Румянцевой. А что? Климат позволяет сохранять автомобили в потрясающей сохранности. Мелькают то и дело трудолюбивые лобастые ПАЗики и
Львовские дредноуты, обгоняют, нахально, москвичей
«москвичи» из «брильянтовой руки», блестящие краской
и еще и нагруженные поклажей.
А через перевал, от бестолковой Ялты к неторопливому Симферополю бегают, через одного,
совсем уж древние троллейбусы, посрамляя самим своим существованием, рассказы о скоротечности жизни советского автопрома.
И, кстати, на только советского.
Следующее открытие ждало нас не на берегу моря. И не в степях. И даже не под землей, на плато Караби яйла. Туда заехать очень хотелось. Но, даже учитывая приличный спелеоопыт огромное желание, с тридцатником по цельсию мы спорить не стали. И повезли детей в цивилизованные горы. На экскурсию, в Крымскую обсерваторию. Подробности упомянать не буду, скажу только, что мы все перепутали, забыли вовремя записаться и осознали все это вечером дня, предшествующего запланированной нами экскурсии. А, надо сказать, что желающих прогуляться по обсерватории много. И заказывать места рекомендуется заранее. Иначе можно пролететь. Со свистом, как фанера над Парижем. В ночь, перед рождеством вечер предшествующий экскурсии, мы стали трезвонить в поселок Научный. Где, собственно и распрлагается объект наших и детских вожделений. Номер в гостинице мы забронировали. А вот до организаторов добраться вечером не смогли. Что естественно- они-то как раз после 22 ведут экскурсии. Решили звонить с утра, как то забыв, что если вечером люди работают с 22, то заканчивают сильно заплночь. Тем более, что у астрономов ночь- вообще рабочее время... И, в 9-30 утра мне ответил тихий и ммм... спокойный голос доброго, но несколько удивленного человека, явно лишь по случайности забывшего выключить телефон минут сорок назад, перед сном. Что характерно, я не был послан с южного берега Крыма на северный берег Ледовитого океана. Как только г-н Назаров понял, что от него хотят (не более трех минут):-) он скоренько успокоил нас, уверив, что места есть и без экскурсии мы не останемся. Железный человек. Воспитанный. Я бы не смог. И мы рванули.
Крымская обсерватория- захватывает. Как говорит молодежь- внушает. Восемь километров прилично асфальтированного(что редкость) серпантина. Террасы с полями, желтая газовая труба с широченной просекой, уходящая к вершине. Внезапно, как открытие-
бетонная коробка КПП с усатым вахтером и шлагбаумом. Очень по домашнему- план на случай эвакуации чего-то та, на стенке сторожки, соседствовал со списком дней рождений сторожей. Повеяло уютом старого научного учереждения. И сосны, сосны, сосны. Сквозь них прорисовывается очередной кусочек мозаики. встречающая приезжих гостиница.
Уже не брежневский бетон.
Затейливое переплетение козырьков и колонн,
декоративные вазы и полукруглые окошки.
Дубовая лесенка холла
и внутренний дворик с фонтаном.
Правда, фонтан не работает, но что это меняет…
Пятиметровые потолки, затейливые повороты дубовой лестницы и ощущение того, что ты совершенно лишний здесь,
на балконе профессорского люкса с сигаретой в зубах и современным телефоном в кармане. Но наши люди здесь явно были. а то и бывали:-) Обратите внимание- на перилах балкона две веревочки. Я вно для сушки носков:-) Ну, или носовых платков, если хотите. Ибо плавки сушить здесь бессмысленно- до моря часа три:-)
Экскурсия не по обсерватории.
Кусочек великой, самой читающей и образованной страны, застыл в янтаре.
Полноценный городок.
В магазине, на полках, между женскими заколками-
дискеты. Кто помнит, зачем они? Кто знает, куда они вставлялись… А в ожидании очереди на экскурсию, вполне житейский диалог :
- Вы понимаете, Юрочка… На старом компьютере, с ЭксПи, все файлы подгружались, отменно. Пятнадцать минут- и готова картинка по всему полю… Но старый сгорел… А на новом, на «семерке» даже в эмуляции Дос, картинка не складывается…
Пожилая женщина, опирающаяся на элегантный костыль- современный, обхватывающий запястье, искренне расстроена. У нее горе- результаты наблюдений не хотят обобщаться на современном оборудовании. Программа, написанная двадцать пять лет назад, саботирует новое американское ПО.
Вокруг галдят туристы. Кто-то сдержанно и вполголоса, кто-то не стесняясь. Я не вру- стайка девочек, с приличными камерами и отнюдь не «китовой» оптикой, снимает окружающее на Айпад.
Как грибы- шампиньоны, на лесных полянках,
вырастают среди сосен шляпки телескопов. Молоденький рыжий мальчишка-аспирант рассказывает о принципе вращения телескопов в двух плоскостях. В этот момент махина, покрашенная масляной краской, приходит в движение. Огромный шаровой механизм поворачивается. В одном месте. В другом. Раздается сдержанное цепными передачами рычание электромотора. Студенты столичного ВУЗа, синхронно издают громкое «ВАУ»!
Повиснув на стекле, с надписью «Убедительная просьба, стекло руками НЕ ТРОГАТЬ!». Будующее (России? Украины?) достает планшет и айфоны.
- Когда был построен Первый телескоп? Рыжий аспирант, улыбаясь рассказывает,
как еще во время войны, сразу после освобождения Крыма от фашистов, было принято решение о строительстве новой, большой и современной обсерватории. Первый телескоп датирован 1954 годом.
- А самый «молодой» когда был поставлен? Парнишка смущенно признается- в 1981. Как это согласуется с плакатами «Крымская обсерватория- национальное достояние Украины»?
Видимо так же, как высказывание одного болтуна о двадцатилетней истории России.
Очередной купол,
Стайка детей при входе. Ждем, пока вышедшая чуть раньше группа налюбуется в окуляр на ночное небо. Самый старый из телескопов- оптический, с металлическими прямоугольными коробами для фотопластинок, покрывавшихся специальной эмульсией. Получен от Германии, в качестве компенсации за разрушенную обсерваторию в Симеизе.
Потрясающие деревянные окошки ,
деревянная внутренняя облицовка. Витая металлическая лесенка. И крошечный сатурн в объективе. Настолько мультяшный, что кажется нарисованным.
Перед этим, еще посветлу, была постройка помоложе.
Телескоп- поновее.
На огромной станине, такой знакомый логотип «ЛОМО».
Ага. Ленинградский Оптико-Механический Завод выпускал не только самые популярные в Союзе фотоаппараты. Снова винтовая лесенка.
Уже привычная. А вот интерьер- из другой эпохи.
Ступеньки, покрытые густотертой масляной краской. Высокие двери из семидесятых, даже выключатель из черной пластмассы не меняется. За стеклом, в глубине коридора виден высокий сейф с поворотными ручками. Кажется, из-за поворота сейчас шагнет сотрудник в обязательном белом халате и очках «под гайдаевского Шурика».
Впечатлений- гора. В актовом зале главного корпуса у нас есть минут десять, чтобы разложить их по полочкам. Вхожу и понимаю, что опять «завис» во времени. Аккуратные ряды бережно сохраняемых (ох уж этот климат!) деревянных кресел,
покрытый лаком паркет, рояль, растопыривший ножки на сцене. И плакаты. Вы не поверите- настоящие,
с аккуратно приклеенными ФОТОГРАФИЯМИ
и подписями ОТ РУКИ!
- Сколько стоит один день работы телескопа?
Очень больших денег. 800 гривен. В голове начинает скрипеть, под стать окружению, арифмометр. 3200 российских рублей. 100 долларов США.
Чего стоит кандидатам и докторам вести этот культпросвет? Метать бисер перед нами? Ведь не от хорошей жизни. В фойе женщина терпеливо объясняет маленькому посетителю с большой мамой значение озонового слоя. Покупатели степенно внимают, пытаясь понять, почему именно благодаря ему они живы. И решают все же потратить 20 гривен на магнит для холодильника с изображением звездного неба.
Утро добавит несколько штрихов к картине. Пару вездесущих домиков- хрущевок. Пяток классических особняков- двухэтажек. С когда-то вполне приемлемыми, а сейчас- зачастую застекленными балконами. Настоящие детский сад и школу. И даже больницу, вызвавшую в памяти самые противные воспоминания из детства. В такие же точно окошки, но изнутри, я рассматривал вмиг ставший далеким, мир из окошка медицинского изолятора в пионерском лагере. К классическим казенным занавескам, воображение услужливо дорисовывает металлические дужки панцирных кроватей. В уме ставлю рядышком картинку нынешнюю и черно-белую, из рекламного буклета. Голая вершина, на которой белеют две шляпки «шампиньонов»- телескопов, сейчас покрыты густым лесом. На террасах, уходящих вниз, скал не видно, сплошная зелень. Наконец понимаю. Подспудно, ожидаю увидеть где- то среди деревьев шпиль МГУ. Те же аккуратные дорожки, та же архитектура, то же качество. Строили на века. Для себя, для своих детей и внуков. Рассчитывали на великие открытия, ковали ядерный щит Родины, советовались (или советовали?) космонавтам. Не астронавтам или тейкунавтам. Нашим.
И это все до сих пор как-то живет. Пережило разгул лихих 90-х (ау, эхо, как у вас, время надежд?). Пережило опустившиеся руки нулевых. И нелепые надежды десятитысячных. И продолжает жить. Или выживать…
Гвозди бы делать из этих людей.
И опять берег. Сегодня, как всегда, встречал закат на пляже. Вот с таким вот видом на море и солнце.
И, после экскурсии по обсерватории, мне показали туманность андромеды. И даже я, слепой без очков, ее разглядел... Сказка..
Собственно, живем на первой линии, до прибоя- 50 метров песка. Я и сейчас слышу его равномерный шум.
Ох уж эти сказки...
Ох уж эти сказочники...