В минувшее воскресение в «Комсомольской правде» появилась статья под названием
«Как Достоевский рассудил бы историю с Pussy riot». Автор ее - Эвелина Азаева - выдает читателям ни мало ни много... интервью с Достоевским, да еще и объявляет с детской наивностью, что получить его ей было очень просто: «Я придумала вопросы, а вот ответы классика - самые настоящие, взятые из его дневников, статей, писем и романов». Так прямо и брякнула - «самые настоящие»! Самые настоящие ответы на вопросы, которые оный «классик» и слыхом не слыхивал. По-русски это называется простота хуже воровства.
Да, конечно, потуги опереться на Достоевского в охранительной пропаганде не редкость, после того как коммунистическая идеология испустила дух и наследникам Ленин-Сталина пришлось в пожарном порядке искать ей замену, - искать, чтобы продержаться еще хоть десяток лет, годик, неделю. Но госпожа Азаева доводит тенденцию до абсурда. У нее не расчетливое отождествление ненависти к советчине с ненавистью к России, а равно и «бесов» (предшественников отцов-основателей РСФСР) с оппозицией режиму наследников РСФСР, нет - у нее полное непонимание, из-за чего, собственно, сыр-бор загорелся, зачем и кому это отождествление нужно. В публикуемом «интервью» в ответ на притворное недоумение по поводу утверждений о политическом смысле скандального «панк-молебна», о борьбе с реставрацией диктатуры следует знаменитое предсказание Достоевского о неизбежном крахе «строительства нового общества», то бишь как раз той самой диктатуры, реставрация которой (с заменой коммунизма на православизм) идет сейчас, на наших глазах. Автор, таким образом, блестяще демонстрирует незнание темы.
Так стоит ли вообще обращать внимание на публикацию «Комсомольской правды»?
Стоит. Потому что ответ на вопрос об отношении Достоевского к политической ситуации, сложившейся на сегодняшний день, есть. Гениальный русский писатель и мыслитель, память которого позволила себе потревожить своим нелепым «интервью» госпожа Азаева, был пророком. Не следует этого забывать. Он оставил нам, потомкам, свое суждение точно по затронутой теме.
Начинаю с изложения сути дела. Вот что сказал Федор Михайлович примерно за год до смерти о главной опасности имеющей место быть после того, как здание «нового общества» начнет рушится : «…если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему» (Собрание соч. в 15-томах, Т.10. Л. 1991. С. 297).
В этих словах заключена идея Легенды о Великом Инквизиторе, которая, как известно всем, кто внимательно читал роман «Братья Карамазовы», повествует о предстоящем в связи с крахом социализма обращении строителей «нового общества» от «науки», обманувшей их ожидания, к Церкви. Они, повествуется в Легенде, «приползут к ногам» гонимых прежде, с начала строительства, иерархов, им скажут: «Да, вы были правы», их, «мракобесов», вознесут над собой. И вознесут фактически ради продолжения того же самого мирского замысла, тужась возродить былое величие и достичь-таки земного благоденствия.
А теперь вникнем: чем, как не соединением Христовой веры со своими политическими целями заняты нынешние хозяева Кремля вкупе с иерархами церковной организации, объявившей себя правопреемницей Российской Церкви? И заняты-то в той самой ситуации, которая предсказана Достоевским в Легенде. И, наконец, уж если говорить о Pussy Riot, то ведь этот скандал попросту немыслим вне ситуации использования христианства, - использования власть имущими (да еще и заведомо атеистами в душе) в качестве опоры собственной власти.