Другого  средства  нет

Dec 04, 2011 10:26



Новое слово Достоевского, то самое, за которое его высоко оценили на Западе, - указание на нищету идеологий. Он первым заговорил о том, что вытеснение христианства идеологией ведет к гуманитарной катастрофе, ибо без Христа («под условием грозящего завтра нуля») жизнь теряет смысл и, как следствие, приоритетом становятся инстинкты: человек обращается в зверя («все позволено»). Казалось бы, как просто и точно! А главное, как актуально это слово Достоевского на пространстве бывшего СССР,  где предсказанная катастрофа сейчас и наблюдается. Но - какое там! Самое большее, на что способна постсоветская мысль, - признать факт катастрофы. Дальше же… дальше начинаются поиски новой идеологии в качестве средства спасения.

Сегодня - в день выборов, на которых победа правящей партии гарантирована исключительно за счет «административного ресурса», - о неустанном стремлении заместить-таки «святое место» коммунизма каким-то другим измом вспоминается особенно непринужденно. За такой изм власть имущие зубами бы вцепились. Без него им светит конец.

Идеологизированное православие (православизм), используемое в настоящее время, не спасательный круг, а соломинка. С системой представлений, выработанных в эпоху Средневековья, в современном мире долго не продержишься. Она абсолютно беспомощна против аргументов, которые вошло в обычай называть научными. Опыт русской истории с полной ясностью доказал это.

Такие факты, как введение в школах курса Закона Божия под названием ОПК или доставка в страну накануне «выборов» реликвии с Афона, отчетливо высвечивают идейный тупик. На основании исторического опыта можно с полной уверенностью утверждать, что реакцией на эти, с позволенья сказать, меры укрепления режима будет очередная вспышка атеизма. А что тогда? На чем будет базироваться патриотическая пропаганда?

В Кремле прекрасно понимают угрозу и потому изначально, с момента краха «бессмертного учения» предпринимаются судорожные попытка соорудить «на запасном пути» не спасательный плот даже, а - броненосец. На сегодняшний день наипаче яркое проявление этого процесса - деятельность Фонда «Институт стратегической безопасности», известная под названием «Проект Россия». Издается серия книг, в коих упорно доказывается необходимость идеологии для жизни общества и идет подготовка читателя к предстоящей вот-вот формулировке новой, как выражаются авторы, «Большой идеи».

Тиражи огромны, рекламные усилия несомненны, знаки одобрения со стороны Кремля налицо. И тем не менее, читать эти книги тем, кто хочет найти хоть что-то действительно новое, нет никакого смысла. Пустая трата времени. Чтобы понять почему, достаточно ознакомиться с последним интервью, одного из авторов. Оно было дано «Аргументам Недели» в феврале текущего года.

Из интервью сразу видно, что попытка оценить сложившуюся в стране ситуацию и сформулировать очередную «Большую идею» ведется на том же философском уровне, на котором работал еще Карл Маркс. Авторы «Проекта», похоже, и не слыхивали, что с тех пор давно поставлен под сомнение сам принцип рациональности - предпосылка всех идеологий, то есть что полвека уже прошло, как закончилась так называемая эпоха модерна. После Хайдеггера, Лиотара, Бодрийяра, Пригожина все их рассуждения - детский лепет. Объясняется это, конечно, очень просто - авторы учились в советских вузах. Но - чего, спрашивается, стоят потуги сказать новое слово, если те, кто их предпринимает, так и не удосужились ознакомиться, хотя бы в самых общих чертах, с последними достижениями философской мысли?

В указанном интервью один из авторов, Ю. Шалыганов, определяет необходимую якобы для общества «Большую идею» следующим образом: «Идея есть вывод из целого. Под целым я понимаю ВСЁ: вселенную, галактики, наш мир и вообще всё, что существует. Охват целого в его развитии позволяет увидеть, во что в итоге ВСЁ выльется. Ориентируясь на итог развития ВСЕГО, можно сознательно строить свою жизнь».

Замечательно симптоматичное рассуждение! Под ним не только Маркс бы подписался, но и «просветители»: это трехсотлетняя жвачка. Ключевое слово в ней - «вывод». Оно однозначно указывает на слепую веру и Ю. Шалыганова, и К. Маркса, и каждого человека эпохи модерна - веру в то, что «целое», во-первых, существует как объект, а во-вторых, поддается дискурсивному описанию, то есть может быть «охвачено» какой-то теорией, - исходным пунктом для вывода.

А на чем эта вера основана, откуда она? Достоевский был одним из первых, кто обратил на нее внимание и увидел в ней суть атеизма, ту веру, которая гасит веру в Бога. В романе «Бесы» он прославляемую ныне Шалыгановым «Большую идею» презрительно назвал «полунаукой» и отметил, что она - «самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны»… На Западе правоту этих слов поняли давно. А вот на российском пространстве помешал мрак советчины: здесь до сих пор ищут спасения там, откуда исходит гибель.

В качестве идеологии здесь воспринимается и христианство, что ясно указывает на полную неспособность его понять. Шалыганов определяет религию Христа как «Большую идею» спасения души и пытается рассуждать о ней в том же ключе - она-де «выведена из охвата целого»: «Согласно христианскому мировоззрению, мир появился однажды. Но если было время, когда мира не было, значит, прежде была некая сила, его сотворившая. Эту силу называют Богом…».

Как странно, что в РФ можно повторять старые-престарые глупости без опасения себя скомпрометировать! Еще В. И. Ленин, «великий учитель трудящихся», выслушав эту сентенцию про Бога, задавал ехидный вопрос: «А что же он делал раньше-то? Спал, что ли?» И действовало, безотказно. И будет действовать, потому что дискурсивно мыслить Бога нельзя, это дважды два четыре. Та молодежь, которой сегодня забивают голову курсом ОПК, завтра такими вот «научными» аргументами рискует быть отброшенной к атеизму безвозвратно.

Впрочем, есть в рассуждениях Шалыганова и неправда явная, видная всем, неправда, разом выдающая охранительный характер его усилий. Он заявил, что якобы невозможна в одном ряду с коммунизмом, в качестве еще одной «Большой идеи» идеология националистическая. «Вывод, что одна нация лучше другой, - утверждает Шалыганов, - не из чего не следует». Так прямо и сказал, не постеснялся покривить душой.

А ведь в наше время каждый любознательный человек может убедиться, что в национал-социализме вывод о превосходстве над всеми нациями германской сделан ничуть не менее убедительно, чем в коммунизме проведен пресловутый вывод о превосходстве над всеми классами пролетариата. И уж если говорить о том, какая идеология способна быстрее овладеть массами, то, конечно же, это нацизм, потому что он проще. Чтобы стать коммунистом, надо, кроме револьвера в руке, иметь еще и кое-что в башке (Ленина), тогда как нацист вполне может обойтись одним револьвером.

Вот в этом-то и заключается главная опасность «Проекта Россия». Никакого пороха его авторы не выдумают - кишка тонка, однако они подстегнут наиболее агрессивную часть общества к обретению «Большой идеи», коей будет, вне всякого сомнения, русский нацизм (не только потому, что он проще, но и потому, что коммунизм уже был, уже изжит, не вдохновляет, тогда как высвобождаемые атеизмом звериные инстинкты по-прежнему требует утоления).

Каждому, кто хочет сейчас, немедленно ощутить угрозу нацизма, достаточно всего лишь пройтись по ссылке - на блог одного героя нашего времени, постсоветского Павки Корчагина, «огненного, безумного, готового убивать», одним словом - молодого балбеса. Его текст ничего не доказывает, но дорогого стоит по своему эмоциональному заряду. Он позволяет почувствовать ту же самую тревогу, которую Федор Михайлович переживал в 1873 году, когда написал о «Большой идее», охватывавшей молодежь его времени: «Факты явные и грозные… Надо бороться, ибо всё заражено. Моя идея в том, что социализм и христианство - антитезы».

Как бороться?

Другого средства, кроме созданного автором «Бесов» нет. Он один звал нас, русских, к отказу от идеологий в пользу христианства. А потому: «Читайте Достоевского! Любите Достоевского! А если не любите, то браните Достоевского, но читайте, по возможности, только его».

Previous post Next post
Up