Почти незамеченным блогерами оказалось
самоубийство двадцатитрехлетней девочки-следователя по причине изнасилования коллегой. Впрочем, может просто я не заметила. А история на самом деле жуткая. Она жуткая не только своим финалом. Она жуткая потому, что такие ситуации происходят повсеместно и регулярно. Просто далеко не каждый такой случай выливается даже в скандал. И, конечно, не каждый заканчивается такой трагедией.
Я, пожалуй, понимаю, почему девочка решалась на такой шаг. Во-первых, изнасилование не было отработано с психологом. Рана оказалась слишком болезненной, стресс, унижение... И все случилось, как случилось.
А вот во-вторых... Тут уже сложнее, и много чего намешано, но попробую объяснить. Вся эта ситуация - отражение всего нашего общества, менталитета. Где есть только право сильного. Где курица - не птица, а баба не человек. И именно вот это столкновение с реальностью, на мой взгляд, и стало для девочки тем самым шоком, справиться с которым она не смогла. Есть исконно мужские профессии, в которых женщине реализоваться очень трудно. А иногда просто невозможно. Силовые структуры в этом отношении нагляднее, чем любые другие сферы. Чтобы в женщине там увидели хотя бы человека - ей нужно пахать в десять раз больше даже самого завалящего мужика. Она может быть умнее. Она может быть офицером, а он всего лишь сержантом. Но он - мужик. И потому имеет преференции. А уж чтобы женщину признали равной, профессионалом - тут даже просто пахать как лошадь, мало. Тут нужен опыт. И конкретные достижения. И пока она будет все это нарабатывать - ей придется забыть о том, что она женщина. И сделать так, чтобы и другие об этом тоже забыли. И других путей нет. Но молодой красивой девочке забыть о том, что она - женщина - непросто. И потому многие из них становятся жертвами. Не для каких-то абстрактных преступников. А для своих же коллег. Это ведь что в голове намешано, что изнасилованная девчонка считает себя позором семьи??? Это же ужас полнейший!
Когда выпестованная мамой-папой девочка с горящими глазами и страстным желанием искоренить всю преступность и восстановить справедливость, приходит после института в следствие, она искренне считает, что она - "своя". И к ней относятся также, как и к другим сотрудникам. Но это не так. Она - не своя. Она еще вообще никто. Но молодая и красивая. И потому практически каждая становится жертвой домогательств. И оказывается, что одинаковая форма и даже звездочки - не гарантирует ни равенства, ни уж тем более справедливости. И это ранит больнее, чем абстрактное несовершенство мира. И в институтах им об этом не рассказывают. Совсем напротив, там рассказывают про право и закон. И про правоохранительные органы как оплот законности. И про офицерскую честь. И патриотизм. И совсем ничего не говорят о том, что право и закон - это одно. А реальные будни - это совсем другое..
Есть и еще один фактор. Работа следователя - тяжелейшая работа. И она, да проклянут меня феминистки, совсем не для молодой девчонки. Есть вещи, которые приходят только с возрастом и опытом. И ничего этого у свежеиспеченных следователей в 22 года нет. Мужик, пусть даже без звездочек и вышки, но отслуживший армию - уже многое понимает о жизни. А девочка после института - нет. Ежедневно окунаться в грязь, наблюдать различную мерзость и работать с не самыми достойными членами общества - на этом и мужики ломаются. А уж девчонки-то... Наверное, даже шпалы укладывать, и то легче будет. Благодаря своим нескончаемым реформам, государство успешно развалило практически все сферы. Медицину, образование, правоохранительные органы. Следователей не хватает всегда и везде. Поэтому юридические вузы выпускают их пачками. Средний возраст выпускников - 22 года. И это огромная проблема. Для женщин в этой профессии должен быть возрастной ценз как минимум 25 лет. А лучше - 30. Потому что девочка в 22 года с этой работой не справится. Именно поэтому следователей по-прежнему не хватает, хоть и выпускается их из институтов много. Потому что большинство не выдерживает даже года работы. Они бегут куда угодно - на другую службу, на гражданку, в декрет... Я видела такое неоднократно. И даже опытные сотрудники, имеющие за плечами десяток лет службы, не всегда могут справиться с работой следователя. Такое я тоже видела не раз.
Есть и еще деталь. Оружие. Эта девочка убила себя. А другая пристрелит насильника. Или начальника, который покрывает этого насильника. Или еще кого-нибудь. Двадцать лет назад увидеть следователя с пистолетом - это что-то было из ряда вон. Не, разумеется, ствол был у каждого. Но спокойно лежал в сейфе в оружейной комнате. Крайне редки были ситуации, когда следователь получал оружие. Да и не нужно оно ему в повседневной жизни. Даже если он выезжает на место происшествия в составе оперативно-следственной группы. И уж тем более ствол не нужен в кабинете, где вся работа сводится к допросам и бумагам. Не имей девчонка такого легкого доступа к оружию, может, и выиграла бы время. Рана бы подзатянулась, боль улеглась... Может, и нашла бы другой выход, кроме этого... И в том, что произошло, виноват не только тот опер, который ее изнасиловал. А все наше общество с его менталитетом и государство с его бездумным реформированием.