В рамках реорганизации и обновления, а также для повышения качества образования Лицей Неве-Адасса(7-12 классы) становится самостоятельным проектом. Лицей продолжает набор учеников на новый учебный год.
Когда молодой скрипач, музыкант, дирижер Наум Слуцкер репатриировался в 1981 году из Каунаса, он и не мог предположить, что в новой стране вся его жизнь будет связана с системой образования. В Израиле пригодились все его знания по педагогике и психологии - не последним предметам Вильнюсской консерватории, которую Наум успешно закончил. Их дополнили годы учебы в Тель-авивской консерватории при университете на отделении педагогики.
Организованные иногда на голом энтузиазме музыкальные классы нового репатрианта Наума Слуцкера, начиная с 80-х годов, в Израиле пользовались огромной популярностью. К нему одинаково спешили на урок как очень одаренные дети, так и те ребята, кто просто хотел прикоснуться к музыке или быть частью процесса.
Кто-то из коллег радовался, а кто-то желал провалов:
- Случалось всякое, - вспоминает Наум. - Однажды мой ученик "тихонист", сейчас уже взрослый и сделавший в Америке отличную карьеру музыкант Юрий Либерзон, должен был представить в школе сольную отчетную программу - "реситаль". Время поджимало, а зал был почти пустой. Один из коллег ходил и усмехался, что, мол, это все, кто к тебе придет. И буквально за пять минут до начала распахнулись двери, и хлынула толпа. Оказалось, что в нашем районе полицейские перекрыли дорогу из-за подозрительного предмета. После, конечно, я поинтересовался у коллеги, почему он не поддержал и не подбодрил меня - учителя, начинающего здесь работу. Но тут, пожалуй, дело в характере.
Часто, попадая в новые школы, педагог Наум Слуцкер понимал, что в сложившемся в стране подходе к образованию его не устраивает очень многое.
- Представьте обыденную ситуацию: перед собранием учителей на новом месте работы становлюсь невольным слушателем разговоров коллег. Они спорили, ставить ли ученику 71 балл или 74 по предмету. Кто-то сомневался, стоит ли другому ученику поставить 82. Когда директор спросила меня о первых впечатлениях, я задал ей встречный вопрос: "Ты хочешь услышать привычный в Израиле ответ, что все в порядке, или правду?" Директор засмеялась и предпочла правду. Я ей ответил откровенно: "Посмотри на потухшие взгляды учителей и детей. Надо что-то менять". Поэтому своим ученикам в этой школе я первым делом сразу поставил 100 баллов. Конечно, многие учителя поначалу не приняли идею. А смысл ее в том, что окрылив детей, я попросил их не подвести меня в следующий раз, доказать, что не ошибся, поставив авансом максимальный балл.
Еще в первые годы пребывания в стране педагог Наум Слуцкер пришел к мысли, что музыкальное образование - это, конечно, хорошо, но далеко не всё, что нужно детям вообще, и в частности детям репатриантов. По его мнению, ученикам нужно давать все предметы в комплексе: рассказывать о музыке и искусстве, но и качественно обучать математике, физике, английскому языку…
После встречи с доктором Борисом Штивельманом, преподавателем математики и физики родилась идея такого совместно образовательного проекта, и начались поиски формы, где можно реализовать далеко идущие планы.
- Когда я познакомился с идеей молодежных деревень, я был поражен, сколько возможностей для роста они предоставляют, - рассказывает Наум. - Посмотрите, ведь не зря очень многие знаменитые израильтяне обучались именно в них. Среди этих людей политики, врачи, актеры, писатели, сценаристы, бизнесмены... Это и Шимон Перес, и Ицхак Рабин, и Хаим Сабан, и Галит Гутман, перечислять можно очень долго.
По словам педагога, достигать высоких результатов ему помогает склад характера.
- Обычно, когда люди сталкиваются с трудностями, у них опускаются руки, - объясняет Наум. - У меня все наоборот: если есть трудность, я должен ее преодолеть. Откуда-то появляется энергия, напор, и стены рушатся, никуда им не деться. Как-то мы приехали знакомиться с одной молодежной деревней, и были поражены. Потрясающей красоты места, природа великолепная, а вот учебный комплекс был настолько неприглядным, что между собой ученики прозвали его "ширутим цибурим", то есть общественным туалетом. Прекрасный парень, двенадцатиклассник подошел ко мне со словами: "Вы мне понравились, поэтому я вам советую - уезжайте. Ничего здесь не будет путного ". Я попросил его подойти ко мне в конце учебного года и повторить это. Конечно, в конце года все уже было по-другому, мы просто улыбнулись и обнялись.
В Лицее Неве-Адасса ребята учатся с 7 по 12 класс. Как раз это тот непростой возраст, когда подросток переживает кризис, полный нигилизма и отрицания привычных авторитетов, в том числе зачастую и в лице родителей. Обычные методы и стандартные подходы учителей перестают работать.
- В одном из проектов мы столкнулись с интересным эпизодом: у одного из старшеклассников были серьезные проблемы с дисциплиной и обучением. Доходило до того, что учитель заходил после звонка только со словами: "Лиран, выйди из класса. Начинаем урок". Изо дня в день учитель повторял одно и то же. Оказалось, что и с этим можно справиться. Детям и подросткам нужен эталон, авторитет, если хотите, которому они поверят и доверят свои проблемы. Нет вузов, где учат быть родителями. Бедным папам и мамам нужно и уметь заработать, и быть своему ребенку другом, психологом, учителем и примером во всем. Они очень часто вынуждены работать допоздна. Даже обладая многими необходимыми качествами, у них просто нет времени на ребенка. А он в это время наедине со своими проблемами, варится в них с утра до вечера. У нас в Лицее работают высококлассные специалисты, которые умеют найти подход и решить проблемные ситуации с максимальной пользой. Кстати, наш Лиран, о котором я говорил, стал потом призером конкурса "Кохав нолад"(аналог "Фабрики звезд").
Основная концепция Лицея Неве-Адасса - прививать желание учиться, мотивировать детей искать и усваивать знания. В Лицее Неве-Адасса талантливые педагоги стремятся сделать так, чтобы учиться было по-настоящему интересно всем. По мнению Наума Слуцкера, любой подростковый кризис и нежелание учиться можно преодолеть и победить. Детям нужна любовь и принятие, и во многом они берут пример со старших:
- Я привык ставить себе высокие цели и учу этому детей, - рассказывает педагог. - И когда делюсь планами, рассказываю им о том, что мы будем делать, часто они сомневаются, что это вообще реально. Если речь идет о музыке, спрашивают, неужели мы будем выступать вместе с этой знаменитостью? Неужели мы будем там на фестивале? И ведь все получается. Если у ребенка что-то идет не так с дисциплиной, с учебой или возникают какие-то другие проблемы, мы сидим с ним столько, сколько надо, чтобы договориться и преодолеть проблему. Когда приходит к нам ребенок, за которого дома все делали родители и бабушки с дедушками, он начинает учиться здесь самостоятельности. Например, перед выступлением всю аппаратуру приносят, устанавливают, подключают сами ребята. Нельзя стоять в стороне и наблюдать, ты же часть этой семьи. Чем хороша молодежная деревня? Дети здесь утром учатся, получают все уроки по программе, а после обеда начинается очень активная и полная событий жизнь. Дети заняты интересными вещами. Ставятся спектакли, репетируются мюзиклы, проводятся занятия спортом, осваиваются новые знания в какой-то интересной области, все в неофициальной и дружеской атмосфере. Все дополнительные занятия бесплатно, родителям не надо тратить свое время на то, чтобы привезти ребенка на кружок, увезти, стоять в пробках. В городе любые подобные увлечения стоили бы родителям немалых денег. Для детей новых репатриантов первые два года у нас абсолютно все бесплатно. Лицей Неве-Адасса - это редкий сплав всего самого необходимого для правильного развития, учебы и воспитания подростков. Это готовая путевка в жизнь. И я уверен, что учиться не бывает слишком рано, бывает слишком поздно. Лучше прийти в 7 класс и учиться, как надо. В старших классах уже совсем другая история.
За пару десятилетий в Израиле Наум Слуцкер создал несколько музыкальных школ, факультетов, молодежных и профессиональных оркестров, участвовал во многих музыкальных фестивалях. Педагог стал основателем Всеизраильского проекта "Бейт-сефер менаген", где одна из главных задач заключается в том, чтобы все учащиеся школы были участниками огромного оркестра. В поисках принципиальной формулы успеха в Кфар-Саву, где реализовывался проект и о котором благосклонно отозвался выдающийся музыкант и скрипач Айзик Стерн, приезжали педагоги со всей страны. Позже они открыли подобные проекты во многих городах Израиля.
Помимо педагогической деятельности, Наум Слуцкер продолжает профессионально заниматься музыкой, продюсировать международные проекты, выступать в разных уголках Земного шара. К слову, премьера симфонической поэмы «Genesis» ("Сотворение мира") прозвучала в Москве на концерте, посвященному 70-летию государства Израиль благодаря участию Израильского научно-образовательного центра МАПАТ, в котором Наум Слуцкер является генеральным директором. В роли Чтеца в Москве выступил известный музыкант Андрей Макаревич.
- Такие выступления, поездки по всему миру, знакомства с неординарными людьми меня подпитывают, - признается музыкант. - Я с радостью делюсь с детьми этой энергией и опытом. Знаете, в Лицее Неве-Адасса это не работа - это моя жизнь. И когда уезжаю домой вечером, а дети говорят мне: "Наум, спасибо за этот день!", честно, готов к взрыву сентиментальности. Дети наполняют меня энергией, которую я им потом и возвращаю.
***
Лицей располагается в живописной молодежной деревне Неве-Адасса, вблизи Нетании. На территории Лицея размещаются оборудованные классы, спортзал, спортивные площадки, бассейн, живой уголок и, конечно, столовая. В учебный план лицея Неве-Адасса, помимо общеобразовательной программы, включены дополнительные академические часы, предназначенные для достижения высокого уровня в изучении точных наук и английского языка. Обучение построено таким образом, чтобы лицеисты могли осваивать необходимую и выбранную ими программу в небольших классах в доверительной атмосфере. В размещенных на территории школы секциях и кружках учащиеся пробуют и развивают свои таланты, получают всю необходимую поддержку от высококвалифицированных педагогов. Иногородние учащиеся имеют возможность проживать на территории школы на полном пансионе.
В учебную программу Лицея также включены астрономия, русский язык, история искусства, юриспруденция, морское дело и многое другое. Учащимся предлагается уникальная программа, которая может послужить отличным стартом для успешной карьеры: полный или усиленный багрут, ориентация на академическую и военную карьеру, спорт, искусство и многое другое.
В Лицее большой выбор факультетов ("мегамот") для старшеклассников:
мореплавание (морское дело), графический дизайн, информационные технологии ("тикшув"), физика, земледелие (включает экзамен по биологии на аттестат зрелости), науки об окружающей среде, русский язык и литература...
Одна из особенностей Лицея - условия для новых репатриантов. В Лицее для них первые два года обеспечивается бесплатное проживание, питание, учёба, дополнительные занятия, кружки, экскурсии, проездные билеты… Последующие несколько лет - оплата символична.
Научно-педагогическая организация "АТИД+" открыла в Лицее свой центр, который сейчас посещают все ученики.
Главная цель - значительно расширить рамки программы Министерства Образования бесплатно!
Ребята получают дополнительные занятия по английскому, математике, физике, робототехнике, дибейту(искусство дискуссии). В рамках совместного проекта с подразделением 8200 Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ) подростки изучают основы "сайбера"( кибертехнологии и информационную безопасность).
Ученики Лицея участвуют и побеждают на израильских и международных олимпиадах и соревнованиях.
Все занятия проходят в послеобеденные часы в суперсовременных классах.
По результатам комплексной проверки Минпроса, Лицей Неве-Адасса несколько лет подряд занимает первое место по стране наряду с еще несколькими школами.
Задать вопросы Науму Слуцкеру по поводу трудных ситуаций с детьми можно на нашей странице в
Фейсбуке.Для информации и записи в Лицей можно оставить заявку на
сайте или в Фейсбуке.