Напомню читателям, что во многих западных странах проблемы, обозначенной в теме поста, как бы не существовало. Поскольку большинство стран не имело развитой системы дошкольного образования. Но в школу детей во многих из этих стран родители приводили и приводят именно с 5 лет (или с 4-х, как в Англии, например). Возможно, что и канадский учёный Г. Ньюфелд, автор столь популяной ныне теории привязанности, тоже пришёл учиться в школу в 4-е года, либо с 5-летнего возраста. Если я не прав, прошу знатоков биографии учёного поправить меня.
Сразу замечу, что буду рассматривать детский сад, где воспитатель искренне заинтересован в успехе каждого ребёнка; его внимание направлено преимущественно на детей, и он вполне способен удерживать в поле зрения каждого ребёнка, видеть и понимать каждого ребёнка; воспитатель этот любит детей, направлен на позитивное общение-взаимодействие с ними, и как человек, как личность, ни чем не уступает любому из родителей, которые принимают решение не об абстрактном детском садике для своего малыша, а приводят его к нему - к конкретному взрослому, к тому, кому они могут доверить ребёнка как педагогу-профессионалу, полагаясь на собственные, уже достаточно сформированные к этому моменту... те же самые инстинкты привязанности-эмпатии-идентификации..:) Иначе говоря, дошкольную систему с любой другой, позиционирующей себя как альтернативную систему образования для детей с 4,5 до 7 лет, я буду сравнивать именно так - при всех прочих равных условиях.
А теперь перейдём к рассмотрению конкретных доводов "за" детский сад и "против". Всего пару-тройку аргументов и контраргументов. Конкретизировать и продолжить предложенную тему предлагаю уже в процессе обсуждения. Итак...
"Когда у тебя двадцать детей в группе, то, конечно, каждому не уделишь должного внимания."
(Из статьи Виктории Мирошниченко "Детский сад или домашнее воспитание?")
_____________________________
Да, к сожалению, а быть может - к счастью... (если говорить о ребёнке после 4 - 5 лет), это именно так и есть.
Наверное, это покажется странным, но на мой взгляд, более - к счастью. Я объясню в чём дело.
Потому что, если у воспитателя всегда и при любых обстоятельствах есть возможность подойти к каждому ребёнку лично (и так в течение дня общаться с детьми, наподобие челнока, передвигаясь от одного к другому) - чем бы он ни занимался с детьми, будь то игра, занятие по рисованию или по математике, сборы на прогулку, сервировка столов и т.д. - и, поглаживая его по голове, многократно показать любой, уже готовый, способ, образец действий, рассуждений, пошагово этот образец разложив, разжевав всю информацию и вложив её ребёнку "в ручки" (особенно, в случае, когда, согласно довольно распространённой методике, демонстрация способа действий сочетается действиями руками самого ребёнка, наподобие действий с куклой), иными словами, вложив всё это в детское сознание (и в подсознание), то в результате ребёнок вместо способностей приобретает нечто, напоминающее эти способности больше уже чисто внешне, но имеющее с ними очень мало общего. (Можно сказать иначе, может быть, даже более точно - способности-то продолжают расти, но в основном уже только на тех психологических механизмах, которые уже сформировались у ребёнка до 3-х летнего возраста.) Это происходит оттого что в подобной ситуации активность ребёнка по отношению к содержанию собственной деятельности (субъектность) минимальная. Даже в случае, если взрослый особо не стремится дать именно готовые образцы, а ждёт от ребёнка проявления самостоятельности, творческой инициативы. Будь этот взрослый хоть семи пядей во лбу, этой цели он в данном случае - причём, я буду рассматривать случаи, в которых с привязанностью-идентификацией у ребёнка всё в полном порядке, а уровень индивидуально-личностного развития уже приблизился к 4-х-летнему возрасту - достигнуть не может, это крайне затруднительно и в общем уже невозможно.
Дело в том, что для нормально развивающегося ребёнка-дошкольника, в не меньшей степени, нежели для ребёнка начальной школы, взрослый является чем то вроде бога (он всё умеет, всё знает, его авторитет безграничен, безупречен, априори; и опять, случаи, когда взрослый не уверен в себе, не знает что и как делать, когда у него те или иные проблемы с альфа-позицией - опускаю). Поэтому в ситуации общения "ребёнок-взрослый" он всегда стремится максимально точнее воспроизвести всё то, что даёт взрослый, без какой бы то ни было критической оценки воспроизводимого, точнее говоря, без сопоставления с собственным жизненным опытом. И вместо полноценной способности приобретает в итоге т.н. на-вык, на-выкает действовать в определённом довольно жёстко заданном извне алгоритме (навык и есть доведённый до автоматизма, наиболее стереотипный необобщённый способ действий, поскольку ассоциативно связан только с конкретными обстоятельствами, в которых протекало научение; кроме того, он весьма устойчив, плохо поддаётся корректировке и развитию - стереотип этот не динамического характера). Для того, чтобы потом скорректировать это, ребёнку проще всего дать возможность забыть этот уже освоенный навык (для этого тоже нужно создавать особые условия, потому что зачастую, на его освоение затрачено было не мало сил, поэтому организм всячески сопротивляется новому), а потом, но уже в других, не похожих на прежние, обстоятельствах, заново овладевать способностью...
Но напомню ещё раз. Мы говорим о ребёнке 4-5 лет, а не о ребёнке до 3-летнего возраста. Ребёнок раннего возраста, в силу того что его восприятие, мышление, а также моторика (движения и их координация) ещё недостаточно развились, не способен, - и слава богу, - доподлинно точно воспроизводить те или иные образцы деятельности, которые демонстрирует взрослый. Даже если взрослый преследует именно такую цель. Но главное - вовсе не эта точность в этом возрасте заботит ребёнка, сколь бы не уверяли специалисты, что он в это время занят "подражанием" и "стремится быть похожим на близкого взрослого". Его действия скорее лишь внешне напоминают процесс подражания, но по сути это не вполне так. Дело ещё и в том, что именно таким образом для большинства из нас чисто внешне воспринимаются выстраивающиеся механизмы предметного мышления и эмпатии-понимания на первых этапах развития. Об этом предлагаю поговорить позже, при обсуждении темы раннего развития ребёнка (но я не против того, чтобы наметить основные вопросы для следующего обсуждения уже в комментариях к этому посту).
Как только воспитатель (хочет он этого, или не хочет) вынужден работать не с 10-12 детьми, а с довольно большой по численности группой (20-24 ребёнка), он уже не может общаться с каждым из них только в ситуации прамы, то есть, один на один (как мама со своим ребёнком в период, который в традиции называли "подольным" - ребёнок до 5 лет действовал вместе с мамой в быту, держась за подол её юбки), а ищет другие, наиболее эффективные способы общения, которые только и пригодны в этом случае. Он вынужден уже таким образом формулировать учебные, а также и более простые задачи повседневной жизни, чтобы дети, общаясь между собой в разнообразных мини-группах, самостоятельно находили наиболее эффективные ходы в решении этих задач, строили своё поведение адекватно собственным, самым разнообразным и уже имеющимся у них конкретным жизненным представлениям.
При этом дети имеют ни чем другим не заменимую возможность сопоставлять, сравнивать собственные, ещё довольно наивные и зачастую ошибочные гипотезы решений проблемной ситуации, с воспринимаемыми конкретными и изменившимися условиями деятельности, либо с аналогичными гипотезами, порождаемыми их сверстниками, наиболее близкими для них, поскольку у сверстников всегда примерно такая же по объёму и содержанию картина мира складывается, делать соответствующие выводы, приводящие к расширению и уточнению собственных представлений - а всё это по определению и есть мышление. К этим способам, у сверстников как бы "позаимствованным", они относятся уже вполне критически и не берут на вооружение всё что ни попадя, а только то, что по их мнению приведёт к ещё большему успеху совместной или индивидуальной деятельности. А это и есть важнейшие и необходимые условия для возникновения способностей, характерных именно для ребёнка дошкольного возраста. Без этих условий ни одна специфическая для возраста способность не появляется как психологическое новообразование и не закрепляется как самостоятельно найденный и обобщённый способ действий для целого ряда аналогичных случаев.
Иными словами, только тот воспитатель, который работает с группой из 20-24 детей, находится в условиях, наиболее благоприятных для возникновения проблемного (то, что называют сейчас "инновационным", и что тем не менее глубоко укоренено в наиболее мощную традицию) способа обучения и воспитания детей. Способа, основывающегося на субъект-субъектных отношениях между всеми участниками образовательного процесса и опирающегося на подлинные интересы детей, их внутреннюю, а не внешнюю мотивацию, на их волю (и уже только на основе развитой воли - ещё и на умение подчинить себя внешним правилам и контролю (произвольность), которое тем не менее не подменяет собою подлинное волевое развитие). То есть обучения, строющегося в т.н. "зоне актуального развития", опирающегося на актуальный уровень психосоматического развития ребёнка, а не формально как бы "учитывающего" закономерности развития в целом (онтогенез). Замечу особо, что именно в условиях такой оптимальной по численности детей группы крайне трудно выстроить обучение в привычном, общепринятом в последние 30-40 лет "традиционном" русле, т.е. в т.н. "зоне ближайшего развития", когда взрослый на основе собственных формально-теоретических представлений пытается передать детям закреплённые в культуре готовые способы описания и практического освоения мира, фактически игнорируя его актуальные интересы и возможности (для коллег: по определению, данному Л.С. Выготским, ЗБР отстоит от актуального уровня развития фактически, как минимум - на 1-4 года; ссылки, если дадите запрос, предоставлю). Зато в группе с численностью детей в 10-12 человек, и меньше, по этому поводу не возникает никаких проблем.
Даже те воспитатели, которые склонны добиваться "результатов", прибегая к тем или иным видам насилия над детьми, - тем паче, если родители, администрация детского сада строго отслеживают все попытки насилия, наказывают любые его проявления, - всё-равно, вынуждены открывать для себя эти эффективные, в смысле развития психики любого ребёнка в группе, способы общения. Сказанное, конечно, не означает, что, выбирая воспитателей для своего ребёнка, можно успокоиться и не заботиться о том, чтобы люди, которые будут работать с ним, уже имели бы нормальные человеческие ценности и установки.
По поводу мнения о том, что в малочисленных группах детских садов (да и в родной семье - тоже не реже) по отношению к ребёнку только что упомянутые воспитатели (родители) с определённой личностной направленностью, дескать, гораздо реже прибегают к насилию, т.к. имеют возможность каждому ребёнку уделить "ДОЛЖНОЕ" внимание, скажу следующее. Да, обычно в таких условиях они гораздо реже прибегают к насилию физическому. Это и не к чему. Обычно они и пальцем не тронут ребёнка (тем более, если это своё дитя). Напротив. Привяжут его к себе психологически, причём, надолго, если не намертво.
Да. В маленьком коллективе детей ребёнок тоже будет стремиться в детский сад. И ему там будет комфортно, практически как дома. Но. Это не значит, что со стороны взрослого он не будет подвергаться насилию эмоциональному и интеллектуальному. Но чем отличаются эти виды насилия от насилия физического? Тем, что ребёнок этого даже и не чувствует. Последствия такого насилия, которого самому ребёнку, даже впоследствии, когда он станет взрослым, гораздо сложнее осознать именно как насилие извне, гораздо более глубоки и тяжелы для психики, нежели травмы физические, когда отношение к насильнику чаще всего складывается адекватное, либо есть возможность впоследствии эту травму осознать и преодолеть её. К тому же эти травмы отставлены по времени. То есть, само их наличие и предполагаемую причину отследить может уже только профессионал: психолог, специальный психолог, или же психиатр.
По роду своей деятельности я часто бываю на медико-психолого-педагогических комиссиях, где вижу множество детей, подвергшихся подобным воздействиям извне. Причём таких детей, которые приходят из семей и д/садиков семейного типа не меньше, возможно, даже больше...
"... перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана со многими трудностями. Будьте готовы к тому, что в период адаптации у ребенка проявится один из механизмов психологической защиты, который называется "бегство в болезнь". Малыш хочет остаться дома, и на фоне стресса, вызванного новой обстановкой и впечатлениями, организм отказывается противостоять внешним воздействиям. Для преодоления этого "бегства" важны не столько закаливающие и оздоравливающие мероприятия, сколько восстановление душевного состояния ребенка.
И, пожалуй, самое главное. Даже очень чуткий, заботливый, высокопрофессиональный воспитатель не в состоянии заменить любящих маму и папу и компенсировать недостаток родительского внимания. Поэтому, если ребенок остро переживает разлуку с близкими людьми, лучше вернуть его в условия домашнего воспитания, где он, безусловно, будет чувствовать себя комфортно, под защитой."
(Из статьи Виктории Мирошниченко "Детский сад или домашнее воспитание?")
_____________________________
Абсолютно верно, никакой воспитатель не заменит ни родную маму, ни папу! Но детский сад никогда подобных задач перед собой и не ставил. И в то же самое время - никто с мамы или папы их родительские обязанности не снимал и не собирается этого делать. У детского сада абсолютно иные функции, которые в современных условиях семья выполнить, как я полагаю, не может. Просто в силу того, что у нас давно не патриархальное общество. Повторяю, всё это никак не отменяет колоссальное значение семьи для каждого отдельного человека - на протяжении всей его жизни. Но речь сейчас пойдёт не об этом. А о том, как уберечь ребёнка от тревожности и сформировать у него в том же детском саду ощущение уверенности в себе и своих силах, ощущение полной защищённости, в том, что родители его не бросили, что в любой момент, если это действительно понадобится, они обязательно придут на помощь, что они практически "рядом", хотя и не находятся в тот или иной момент зоне видимости.
Первое, что нужно понять: что, собственно, мешает нам - если только мы действительно понимаем все плюсы дошкольного образования, его специфику и особые задачи, в отличии от возможностей получения образования в условиях семьи, - грамотно и с должной ответственностью подойти к созданию необходимых условий для успешной адаптации ребёнка в группе детского сада?
Давайте подробнее рассмотрим самые основные из этих условий...
К 3,5 - 4 годам - а именно в этом возрасте родители чаще всего и приводят малышей в детские сады - у ребёнка складывается первое элементарное и очень важное для дальнейшего психического развития представление об окружающем мире и о себе - о себе, как о деятеле (и даже, в 4-х - 5-летнем возрасте, как о творце, способном осуществить собственный замысел, например, в игре); о своих родителях, как о самых близких людях, на которых с уверенностью можно положиться в проблемной ситуации, которые помогут в реализации любых возникающих потребностей (которыми он любим и которым он интересен как неповторимая индивидуальность); о предметах ближайшего окружения (родном доме и иногда в доме одного из близких родственников, например, бабушки), об их функциях, смысле и способе использования; о способах обозначения этих представлений в речи, общении с близкими людьми (а к 4 годам, - если условия были благоприятными, - ещё и о способах фиксации этих же представлений с помощью тех или иных символических меток в индивидуальной игре, рисунке...; но подобные условия, к сожалению, складываются далеко не в каждой семье, даже если это, внешне, вполне "благополучная семья"...).
Практически, это всё, что он приобрёл к этому времени, других представлений в его сознании нет, да и быть не может, им просто неоткуда взяться. Прекрасно, если родители даже и не пытались до 3,5 - 4 лет заниматься с ребёнком чем-то другим, что никак не связано с развитием данных представлений, т.к. всё, что даётся нам преждевременно, в лучшем случае, грозит "несварением" полученной информации...
Естественно, что если ребёнка просто так, ни с того ни с сего, взять и вырвать из привычной среды и поместить на новую планету (в группу детского сада), его сознание, организм, как минимум, отреагирует резко отрицательно, вплоть до уровня психосоматики, чтобы вернуться в комфортную и привычную среду (более глубокие реакции не рассматриваем, т.к. они являются следствием тех или иных вариантов отклоняющегося развития, но чаще всего, лишь следствием полного непонимания возможностей ребёнка 3,5 -4 лет со стороны взрослых - и воспитателей, и родителей)...
Мировосприятие ребёнка в этом возрасте во многом всё ещё остаётся конкретным, ситуативным. Ему и в голову не приходит, почему он должен, например, пользоваться не своим, а каким-то другим... унитазом, полотенцем, тарелкой и ложкой с чашкой, спать непонятно на чём... Он, по большому счёту, и не понимает (в силу того, что его чувства не готовы это принять), что другие предметы способны выполнять те же самые функции, которые так привычно и комфортно выполняют все предметы домашние. И главное, конечно, ему и в голову не может прийти, почему он должен отказаться, хотя бы ненадолго, от мамы и от папы, почему эта и вот эта тётя теперь будут на какое-то время вместо них!.. Что касается других детей, то, как правило, он их вообще по началу даже не воспринимает, как бы и не видит - они для него всего лишь как дополнительный эмоционально отрицательный фон этой, в целом, и без того уже стрессовой ситуации.
Учитывая эти возрастные и индивидуальные особенности своего ребёнка, Вы сможете обеспечить для него необходимые условия адаптации в детском саду и избежать негативных последствий игнорирования этих особенностей.
Рассмотрим некоторые из этих условий подробнее:
Первое, самое важное условие, которое нарушается, к сожалению, практически повсеместно. Это, конечно, реальное присутствие самого близкого взрослого. Мама должна быть не просто "в пределах досягаемости", не просто "в пределах видимости или слышимости". Она как воздух нужна своему ребёнку рядом, именно в этой новой ситуации. И ДО ТЕХ ПОР, ПОКА РЕБЁНОК ПОЛНОСТЬЮ НЕ АДАПТИРУЕТСЯ, НЕ ОСВОИТСЯ. И ни в коем случае (слышите, уважаемые родители?!) не испаряться сразу после того, как ребёнок едва-едва оправится от первой тревожности и настороженности. И именно рядом нужна мама, в ситуации прамы, совместной деятельности "мама-ребёнок" (естественно, если мамочка не уверена, что чем в более суровые обстоятельства жизни попадёт её ребёнок с самого раннего возраста, тем, мол, лучше - таких мам я за свою жизнь повидал не мало).
Сколько этот период будет длится? Как минимум, 4 недели, но обычно от 6 недель и даже больше. В зависимости от индивидуальных особенностей. Если у ребёнка, скажем, аутоподобное состояние или ранний детский аутизм, то адаптация в детском саду может и вовсе не произойти... (здесь необходима специализированная психологическая помощь). Так что хорошо, если один из отпусков кто-то из родителей может посвятить тому, чтобы собственный ребёнок не получил психологическую травму во время адаптации в детском саду, чтобы он получил необходимую поддержку в этот непростой жизненный период.
Основные проблемы, возникающие перед родителями, решившими отдать ребёнка в д/сад:
"Хочу сказать про адаптацию к детсаду. Дет. сад это всё-таки закрытая система. Родители может быть хотели бы присутствовать в группе, особенно в этот период, а НЕ ПУСКАЮТ! И на прогулке родители обычно уже не остаются, хотя на прогулке можно. Кроме того, проблемы с тем, чтобы ребёнка в первое время забирать из сада пораньше... НЕ ОТДАЮТ!"
__________________________
Если кто-то от нас закрылся - неоходимо сделать всё, что в наших силах, чтобы люди, чем-то напуганные, всё-таки доверились, и открыли свои двери без страха. Если мы понимаем, для чего привели ребёнка в сад, мы сможем помочь и своему ребёнку, и воспитателям, как в этот непростой период, так и впоследствии.
Дети, естественно, и иногда довольно продолжительное время, просто молчат, хотя к этому возрасту дома говорят уже практически все (задержку в речевом развитии, которая у современных детей довольно распространена, обсудить можно, но это несколько иная тема). Почему они в детском саду по-началу молчат?
У них либо преимущественно образное (в 4,5-5 лет), либо преимущественно предметное-практическое, ситуативное мышление (до 3,5 лет) в этом возрасте. Вся их речь тоже очень конкретна и соотнесена с конкретными и очень хорошо освоенными в деятельности с мамой предметами быта (вот почему необходимо из знакомой среды внести в новую как можно больше личных и привычных для ребёнка вещей, это как частичка знакомой земли в условиях марса для ребёнка). Причём, связаны они не с речью воспитателя, а именно с речью мамы и других, самых близких людей. Хорошо, если представления воспитателя, а также интонационный, просодический строй его речи (и иные индивидуальные её характеристики, особенно, жестовая-невербальная речь - мимика и пантомимика) похожи на мамины-папины. А если нет?
Если нет, то тогда у ребёнка вообще отсутствует возможность достаточно быстро воспринять и понять эту новую для себя речь, даже если она обращена не ко всем детям сразу (а это вообще запредельная для ребёнка ситуация), а лично к нему, напрямую, когда воспитатель к тому же ещё и подходит достаточно близко, и смотрит ребёнку в глаза... Ведь он привык именно к такой к ситуации, когда речь обращена к нему, а не куда-то в некое "пространство", непонятно какое! И это ещё одна, очень важная для ребёнка задача - научиться понимать речь, обращённую не только лично к нему, но и ко всем детям группы. И кто же, кроме мамы, может наилучшим образом обратить внимание ребёнка, в определённый момент (может быть, не в первые дни посещения детского сада, но уже чуть позже), на то, что с точки зрения малыша не важно, поскольку говорящий не к нему обращается? Кто сумеет проговорить ту же самую, так и не воспринятую им, информацию ещё раз, а может быть несколько раз? И объяснить её смысл, обращаясь к предметному содержанию этой речи (например, подвести к тому предмету, прийти в ту ситуацию, о которой воспитатель только что говорил)...
А для начала, маме необходимо самой всё в новой ситуации заново, как когда-то, дома, когда он осваивал предметный мир в собственной квартире, всё проговаривать под его действия (называя предметы, обозначая ситуацию действия, его переживания, связанные с действиями...). Тогда ребёнок начинает довольно быстро не только говорить в детском саду, но и понимать, что хоть предметы и другие, но они по функциям схожи с домашними, с ними можно действовать схожим образом (но время для этого открытия нужно дать, только и всего - с мамой он это сделает довольно быстро). Кроме того, в группе имеется ряд вещей и предметов, которые ребёнку необходимо освоить заново: кабинка, как ею пользоваться (на верхнюю полку кладём то, что носим на себе сверху, на голове; на нижнюю то, что надеваем снизу, на ноги; на среднюю - штаны, брюки, колготки...).
Точно также, и речь новых для ребёнка людей - воспитателей, помощника воспитателя (няни), наряду с маминой, должна как бы "пометить" всё это новое, впервые осваиваемое ребёнком пространство. Тогда он сможет её (речь) понимать практически также, как и речь мамину, которая сугубо индивидуальна, и воспринималась ребёнком не как система неких универсальных символов-слов или слов-меток (не говоря уже о системе понятий - понятийное мышление формируется позже). Дело в том, что, кроме всего прочего, мы приводим своих детей в детский сад ещё и для того, чтобы они имели возможность овладеть новой для себя и уже более универсальной речью, то есть, понимать речь не только мамину, папину, речь дедушки и бабушки, но и речь многих других людей, как сверстников, так и взрослых. Сколь бы не отличалась она по своим индивидуальным (в зависимости от того, с кем общаемся) характеристикам от речи уже привычной, от речи близких взрослых - домашних (если можно так выразиться, используя язык филологии, речь ребёнка, до момента прихода его в детский сад, в психологическом смысле "диалектна", то есть, он говорит сначала на конкретном как бы "ДИАЛЕКТЕ" или, если точнее, "пред-диалекте", принятом только в его собственной семье, на котором не говорит больше никто и нигде)...
Как вы знаете, детский сад решает далеко не только те задачи, о которых я успел упомянуть в столь короткой заметке. Причём, ни один дворовый детский коллектив, никакой кружок, даже "джентльменский набор" из лучших кружков для дошкольников, тем более, центры раннего развития, куда ребёнок приходит пару раз в неделю на несколько занятий по 20-30 минут каждое, детский сад заменить не могут - у них нет для этого элементарных необходимых условий, которыми располагает любой садик. Я убеждён, что, при всех прочих равных (а то ведь любят сравнивать, например, хорошего руководителя кружка с никудышным воспитателем и делать далеко идущие выводы), детский сад для ребёнка после 4,5 - 5 лет ничем другим не заменим. И на всякий случай в десятый раз повторю (специально для "фанатов" семейного образования), что семейное воспитание при этом никуда не исчезает и ни одну из своих функций детскому саду не делегирует :)
Дмитрий Зорин
Информацию по теме поста, а также по иным вопросам, связанным с темой образования, можно получить на сайте, созданному родителями, посвящённому авторской образовательной концепции В.В. Степановой. Ключевые слова для поиска: "Росток54":
http://rostok54.ru/ (главная страничка)
http://rostok54.ru/forum/ (форум сайта)