В эти дни мы ходили в хайкинг недалеко от Шефшауена, затем практически весь день потратили на переезд в Фес, а оттуда в Рабат, и на двенадцатый день улетели в Москву.
В десятый день мы решили не удаляться далеко, а проехать по той же дороге, что и в предыдущий день, только на определённой развилке не сворачивать в направлении моря, а ехать вглубь.
Паровоз на выезде из Шефа
На упомянутой развилке стоит дом туриста - там можно поесть, получить карты и советы относительно трекинговых возможностей округи. Мы заходить не стали, а воспользовались парковкой у этого дома. Мне так хотелось побыстрее вылезти из машины и походить пешком, что я заставила Пашу бросить авто гораздо раньше, чем планировалось. Но я ни о чём не жалею - прогулка получилась отличная. Мы шли вдоль автомобильной дороги мимо гор, речек, крошечных деревушек, огородов, пасущихся коз и овец.
Попалась такая штука - кажется, это заброшенная электростанция. На Пашу она произвела совершенно неизгладимое впечатление - он крутился вокруг неё полчаса, всяко её снимая на разные устройства.
Идём дальше
Ослик на фоне дороги
Миновали деревню Akchour. Было видно, что деревня метит в знаменитые туристические курорты: из пяти домов в трёх был ресторан, а "на окраине" была построена огромнейшая парковка, на которой легко могли бы разместиться как многочисленные туристические автобусы, так и целый автопарк. Мы там, стыдясь и ненавидя себя, ободрали мандариновое дерево, но единственный мандарин, до которого Паше удалось дотянуться, оказался кислым и невкусным.
Сразу за деревней обнаружился большой плакат с картой и тропа в лучших традициях организованного хайкинга. Мы направились туда. Тропа проходила вдоль берега речки - Gorge de Farda.
Вода в речке на удивление чистая
В какой-то момент мы разделились - я стала лезть козьей тропой по почти отвесному холму (нормальную человечью тропу мы пропустили), а Паша, пока я не смотрела, забрался на скалистый выступ. Но потом он меня догнал
Вид с тропы
Устроили перекус на специальном месте для пикника с импровизированным столом и сидячими местами (какой невиданный прогресс!).
На фото плохо видно, но это горж - каньон реки, заросший зеленью. И перемычка примерно в центре кадра - это мост через реку. Лучше снять не получилось, потому что солнце было уже довольно низко, создавая сильную тень.
Идём по тропе, доходим до моста. Там обнаружился домик-укрытие
Стены каньона
Мы перебрались на другую сторону горжа, где тоже имелась тропинка в нужном направлении (мы уже собирались возвращаться обратно). Но пройдя по ней минут пять, мы выяснили, что ведёт она непонятно куда, возможно, на другую сторону холма. Решили не рисковать и вернуться к машине той же дорогой. До машины добрались, когда полностью стемнело.
В Шефшауене отправились ужинать на всегдашнюю площадь, только на этот раз ресторан выбирали по принципу наличия в нём туалета. Под этот критерий подошёл ресторан Marisco (впрочем, туалет там такой убогий, что лучше б мы его не выбирали). В процессе ужина наблюдали за парой музыкантов, которые каждый день работали на площади - подсаживались к обедающим/ужинающим за стол, исполняли ужасный шум, который они называли музыкой, и требовали за этот шум вознаграждение. Одеты музыканты были в пёстрые одеяния (не верю, что это национальные костюмы). Я каждый раз очень боялась, что они сядут к нам, и мы не сможем их прогнать. Но бог миловал. К моему удивлению, люди, к которым подсаживалась эта парочка, проявляли радость и довольство: смеялись, хлопали музыкантов по плечу, иногда даже подпевали. Девушки, которых в тот вечер музыканты осчастливили своей компанией, даже купили им по тарелке супа харира (наверное, понимали, что только еда может заставить музыкантов прекратить издавать гнусную какофонию).
После ужина совершили прощальный променад по медине и отправились домой спать.
На следующий день нам предстоял длинный переезд в Фес. Покидая Шефшауен, мы притормозили и сняли прощальный вид на город.
Сначала ехали по нормальной дороге N13, с неё свернули на мелкую белую дорогу Р4103 в направлении города со смешным названием Moqrisset. Далее мы просто ехали, периодически останавливались, выходили, снимали, возвращались в машину и снова ехали. Виды по пути:
В какой-то момент дорога стала настолько отвратительной, что по ней совершенно невозможно ехать - сплошные рытвины, ямы, трещины в асфальте. Скорость у нас упала километров до 30 в час. Собственно, Паша выбрал эту дорогу, потому что хотел заехать на какое-то водохранилище. Но в таких условиях речь о водохранилище уже не шла - надо было хоть как-то выбраться на нормальную национальную дорогу.
Паша снимает дорожный знак "Точка"
Оливковые рощи
Когда мы наконец очутились на N, ехать стало гораздо быстрее и приятнее. Всё-таки N-дороги и в Марокко неплохие.
Поля
В какой-то момент с нами произошёл неприятный инцидент. Ездить медленно Пашечка не любит, поэтому считает своим долгом обгонять тех, кто, по его мнению, тащится слишком медленно практически всех. И вот на некоем участке дороге уже недалеко от Феса он вознамерился обогнать очередную "черепаху". Дорога была извилистая, к тому же с некоторым уклоном, поэтому видимость оставляла желать лучшего. Но Пашу это не смутило. Он некоторое время ехал по встречке, потому что "черепаха" не желала уступать дорогу, а пунктирная полоса тем временем закончилась и началась сплошная. И ещё начался холмик. Паша прибавил газу, чтобы успеть обогнать "черепаху", втопил - и тут мы видим полицейского, стоящего на страже соблюдения ПДД. Паша даже непроизвольно хотел дать задний ход, чтобы не завершать обгон, но было поздно. Полицейский, разумеется, нам помахал. Мы остановились. Даже я, лишь смутно знающая ПДД, понимала, что нарушили мы по полной программе - и неправомерный обгон, и пересечение сплошной, и превышение скорости. А поскольку я была знакома с марокканскими гаишниками, которые вымогали штрафы даже в случае отсутствия нарушений, то была уверена, что уже в случае их присутствия нас обдерут, как липку. Но полицейский пристально посмотрел в Пашины полные раскаяния глаза, и со словами "roulez doucement, monsieur" махнул рукой, чтобы мы уезжали. Мы с трудом могли в это поверить. Потом решили, что если бы на нашем месте были французы, то он бы полностью расквитался с ними за колониальное прошлое. А с русских какой спрос.
Всё ближе и к ближе к Фесу.
И на прощание нам посчастливилось увидеть место фантастической, неземной красоты. Это было озеро, разлившееся среди холмов очень мягких, пастельных оттенков. Я никак не могла на него насмотреться. Озеро привлекло даже каких-то арабов, которые тоже затормозили, вышли из машины и сфотографировали это чудо. Нет, всё-таки марокканская природа уникальна. В Европе таких красок и форм не встретишь.
В Фесе сразу же поехали в прокатную контору сдавать машину. Разумеется, с нас потребовали деньги за мойку - Пежо и правда был настолько заляпан грязью, что она отваливалась с него кусками. Мы попросили снять дополнительную сумму с карты, чтобы сэкономить наличные. Сотрудник прокатной конторы стал юлить и требовать нал. Мы так поняли, что это деньги за мойку взимаются незаконно и идут в карман сотруднику. Можно было бы поспорить, сказать, что нала у нас нет, и либо снимайте с карты, либо ничего не получите. Но это требовало времени, а его у нас было в обрез - нам надо было непременно успеть на поезд в Рабат. Поэтому мы немного поломались и отдали нал.
Зато на поезд в Рабат мы успели. Почему мы ехали в Рабат, хотя на следующий день у нас был утренний вылет из Касабланки и было бы логичнее переночевать именно там? Дело в том, что в Касабланке нет дешевых отелей у вокзала - есть только Ибис за 60 евро. То есть нам надо было бы вечером ехать на такси в медину, искать там отель, потом утром снова брать такси до вокзала, чтобы ехать в аэропорт. А в Рабате имеется сразу несколько нормальных отелей прямо у вокзала, то есть логистика сильно упрощается. Мы изучили расписание и выяснили, что с утра можно совершенно спокойно доехать из Рабата до аэропорта Касабланки с одной пересадкой, причём это не займёт много времени, то есть не придётся вставать в 4 утра. Соответственно, мы выбрали именно этот вариант.
Жить в отеле Централь снова мне не хотелось, и я выбрала другой отель из ЛП - Hotel Splendid. Он был чуть дальше от вокзала и чуть дороже. Придя в отель, мы попробовали немного поторговаться (хотя вообще в случае с отелями это не имеет смысла), но нам было чётко сказано: "Если вам нужно что-то подешевле, идите в Централь, тут недалеко". Ну да ладно. Сплендид понравился мне гораздо больше, чем Централь. Само здание Сплендида очень напоминало Централь потрёпанной величественностью и ощущением былой роскоши, но в Сплендиде имелась полноценная ванная в номере и горячая (действительно горячая) вода без ограничений. Правда, отсутствовали полотенца, но их принесли по первой же просьбе. Мы спустились в фаст-фуд напротив поужинать, а потом сразу легли спать.
Встали часов в 6 утра, позавтракали, пошли на вокзал. Утренний Рабат был абсолютно пустынен. Мы шли по центральному проспекту, в перспективе перед нами маячил минарет в обрамлении пальм, за которым розовело небо. Мы волновались, что поезд может опоздать, но он появился точно по расписанию. Кондуктор в поезде, проверив наши билеты, обращался с нами повышенно вежливо, заходил нас проведать и пару раз объяснил, когда нам выходить. Я к нему очень прониклась.
У нас была получасовая пересадка на одном заштатном вокзале, и мы вышли на улицу погреться на солнце перед возвращением в зимнюю Москву. Естественно, начали жаться. Привокзальный сотрудник в форме издал какой-то звук и осуждающе покачал головой - мол, не положено.
Второй поезд тоже не опоздал, и мы, соответственно, не опоздали в аэропорт, а там выяснилось, что самолёт Касабланка-Лондон задержан на час. И мы в расстроенных чувствах гуляли по duty free, потому что во время стыковки в Лондоне рассчитывали съездить в город. Но в Лондон нас всё равно не выпустили ("У вас же нет смены аэропорта, и багаж вам не надо получать"). Но это уже другая история.
Фух, успела!