Конкурсный рассказ

Oct 03, 2024 08:01


Продолжаю чистить материалы с Гугла. Писательские темы буду сбрасывать сюда.


ПОНЕДЕЛЬНИК, 21 МАРТА 2022 Г.

Конкурсный рассказ

Что нужно знать о создании конкурсного рассказа? Его формула такова:

конкурентный текст, написанный по теме и отправленный организатору до наступления дедлайна.

В этой статье мы попытались сконцентрировать основные сведения и дать советы, которые помогут вам собраться с мыслями и приступить к написанию конкурсного шедевра.

Давайте попробуем разобраться вот с какими вопросами:

  1. Что делает текст конкурентным?

2. Как нестандартно раскрыть тему?

3. Как успеть до наступления дедлайна?

Сегодня разберём первый вопрос. Рассмотрим некоторые важные правила о персонажах и сюжетах, поговорим о старте, кульминации и финале, разберём и тонкости: особенности нейминга и первых строк произведения. В общем - сосредоточимся на том, что делает текст конкурентным.

1. ЧТО ДЕЛАЕТ ТЕКСТ КОНКУРЕНТНЫМ?

Очень часто автор сталкивается с тем, что объявлен конкурс, в который можно присылать ранее опубликованные тексты. Автор потирает ручки и говорит: «А у меня есть». В лучшем случае бегло его просматривает, а в худшем, отправляет сразу. Совет: посмотрите на текст со стороны, он уже полежал «в столе», повисел «в сети» или даже опубликован в сборнике. Что с ним не так, если он еще не был в призерах? А если рассказ уже получил признание, то не превращается ли сам автор в коллекционера виртуальных наград и не подменяет ли этим радость самого творчества?

Что «не так с рассказом» можно определить по нескольким критериям. Его герой не интересен. Начало текста «не цепляет» читателя. Автор неубедительно описал, как именно герой достиг своей цели. Автор «слил» финал.

О каком персонаже будет интересно читать? О таком, чей образ смогло нарисовать воображение читателя при помощи литературных средств, которые использует автор. Чтение - это взаимодействие читателя с текстом. Читатель должен представить себе внешность героя, его окружение, его характер, сильные и слабые стороны. Некоторые учебники литературного мастерства предлагают автору наделить персонажа тайной и странностью.

Важное правило: не рассказываем, а показываем

Ушла в прошлое литературная традиция долгого и пространного описания персонажа, появившегося на страницах литературного произведения. Например, внешности и привычкам Ильи Ильича Обломова И. Гончаров посвятил первые семь абзацев романа. Автору современного рассказа такого подробного перечисления всех характеристик героя, с повторами и синонимами, читатели не простят.

В описании персонажа яркую деталь следует добавить сразу, чтобы с нею у читателя и ассоциировался герой рассказа. Помните про стеганый халат Обломова?

Имя персонажа

Выбирайте его в соответствии со своим сеттингом и эпохой, и не стоит мучить читателя и сокращенным, и полным именем в тексте. Ваш герой либо Джек, либо Джекканти. Не следует употреблять оба имени в тексте одновременно, если только этому не придается особый смысл. Отсутствие имени у персонажа тоже должно иметь особое значение, как в «Ребекке» Дафны Дюморье, главная героиня безымянна.

Окружение

Для короткого текста не рекомендуется подробно описывать происхождение героя, его семейные узы. Но при этом постарайтесь сделать героя не висящим в воздухе, а живущим в отведенном ему автором мире. Например, в рассказе «Последний Дон Кихот» Марины и Сергея Дяченко Алонсо Кихано, как и все его предки по мужской линии, в определенный день начал свое шутовское рыцарское путешествие, вопреки мнению жены, слуг и спутника - потомка Санчо Пансы.

Характер

Характер героя описывать прямым перечислением его качеств не стоит. Это выдаст в вас начинающего автора, который не справляется с литературной задачей. Характер персонажа выдадут его действия. В рассказе В. Шукшина «Микроскоп» есть замечательный диалог супругов:

- Ну, не-ет!! - взревела она. - Ухмыляться ты теперь до-олго не будешь! - И побежала за сковородником. - Месяцев девять, гад!

Он схватил с кровати подушку - отражать удары.

С помощью своих сильных сторон герой будет справляться с возникшей перед ним проблемой, победит антагониста, разрешится центральный конфликт. Слабые стороны будут ему мешать и дадут преимущество отрицательным персонажам. Лучше эти качества органично раскрывать по ходу сюжета, а не заявлять в начале. Помимо внешнего конфликта сюжет помогает двигать и борьба героя со своими слабостями. Победа над антагонистом должна быть и победой над собой, так как противник - это отражение героя в кривом зеркале.

Тайна

Тайна героя - не обязательный, но яркий компонент. Она хороша не только для детективных и остросюжетных рассказов. Тайна может создавать внутреннюю мощную мотивацию персонажа.

Подробности (с правилами, исключениями и примерами) разберём на авторской программе Ирины «Курс одного рассказа» »

Странность героя

Странность героя - факультативная черта. Особенно хороша эта характеристика для второстепенного персонажа, и не затеряется в тексте.

Подробности (с правилами, исключениями и примерами) разберём на авторской программе Ирины «Курс одного рассказа» »

Ограничение

Определитесь с количеством персонажей, ведь для небольшого объема текста его перенаселение губительно.

Подробности (с правилами, исключениями и примерами) разберём на авторской программе Ирины «Курс одного рассказа» »

Первая строчка

Первая строчка текста. Основная ее цель - вызвать интерес читателя к последующему тексту.

Вот пример из рассказа: Лео Каганова «Летящие в пустоту»:

Оставалось почти семьдесят лет, но что можно сделать за такое ничтожное время?

Читателю сразу же интересно узнать - в какое время всё это происходит? Кто они, эти герои, которые мыслят категориями вечности? Что они должны были сделать, но не успели?

Ещё один замечательный прием - нарисовать первой строчкой место и время действия, его персонажей и основной конфликт. Это очень непростая задача. Посмотрим, как мастерски с ней справляется А.П. Чехов в рассказе «Злоумышленник»:

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах.

Обратите внимание, как Дина Рубина в «Любке» в первой же строке раскрывает такую деталь биографии героя, которая будет двигать сюжет в дальнейшем:

«Ноги у Любки гладкие были, выразительные и на вид - неутомимые, хотя на

каждой стопе вдоль пальцев синела наколка "Они устали"… »

Хорошо привлекает читательский интерес провокация автора, выраженная в спорном утверждении, но заявленном категоричным тоном. Пример из Джейн Остин «Гордость и предубеждение»: «Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Не стоит помещать в первую строку рассказа описание природы, сон героя. Советуют не начинать текст с диалога.

Но у всех правил могут быть исключения. Прекрасный рассказ Сергея Лукьяненко «Сказка о трусливом портняжке» начинается с диалога:

«- Тук-тук, - сказал эльф, - можно к вам?»

Кульминация

Мощная кульминация - наивысший пик рассказа, вызывающий предельный накал эмоций читателя. Это разрешение конфликта, где ставки наиболее высоки, переломный момент борьбы героя с противником, преодоление героем суровых жизненных обстоятельств.

Многие литературные учебники советуют начинать обдумывание своего текста с того, как именно будет разрешен центральный конфликт произведения, и начинать писать текст именно с кульминации. Читатель может простить неинтересные приключения, банальный сеттинг, обыкновенных героев. Но поскольку тексты читают ради получения эмоций, то непонятная и скомканная, неочевидная для читателя, то есть слишком простая кульминация, испортит впечатление от рассказа.

Второго шанса у автора поразить читателя своей выдумкой, воплотить свой замысел, отразить всю идею истории уже не будет.

В положительной арке персонажа - это момент победы над антагонистом, кем или чем бы он ни был. В отрицательной - это сокрушительный крах героя рассказа.

Совет: напишите несколько вариантов, представьте себя на месте читателя: чего вы бы ждали от текста, создайте перевертыш.

Выразительный финал

Данную часть текста авторы часто путают с кульминацией. Но финал не менее важен. В нем вы даете ответы на вопросы: достиг ли герой своей цели, как герою пережить победу (поражение), как восприняли победу (поражение) другие персонажи.

Многие авторы на конкурсах с этапом самосуда читают начало и конец произведения. Увы, такая практика вполне объяснима. Поэтому обдумывание финала должно быть важной частью планирования текста и его написания. Представим, что у текста финала нет. Если бы «Гарри Поттер и философский камень» закончился победой Гарри над профессором Сквиррелом. Поняли бы читатели, что произошло с главным антагонистом Гарри, как сложилась судьба его друзей? Это чрезвычайно важно и в эмоциональном плане. «Качели» эмоций должны вернуться в первоначальное положение и остановиться. Финал должен быть логичным и не оборванным на полуслове, сюжет должен быть исчерпан.

Вопрос о допустимости открытого финала автор решает для себя сам. Помните, что открытые финалы чаще раздражают, чем удивляют. Современные читатели не любят явных манипуляций с их эмоциями и вниманием.

Совет: не занимайтесь морализаторством, читатель сам сделает выводы из прочитанного. Не надо затевать и анонсировать продолжение, чтобы пробудить интерес. Если конкретный рассказ написан хорошо, появится внимание и к новым текстам автора.

Название рассказа

Банальное название отметят всегда минусом в баллах. Хороши для названия цитаты из известных литературных произведений, песен, переделанные фразеологизмы. Очень удачно смотрятся названия, связанные с уникальным содержанием текста. Не приветствуются в названиях имена: «История любви Маши и Пети». Название должно запоминаться и не раскрывать интригу.

Подробности (с правилами, исключениями и примерами) разберём на авторской программе Ирины «Курс одного рассказа» »

В следующих статьях ответим ещё на два заявленных вопроса:

2. Как нестандартно раскрыть тему?

3. Как успеть до наступления дедлайна?

Другие тонкости создания потрясающего рассказа Ирина раскроет на новом авторском курсе «Курс одного рассказа». Открыта предварительная регистрация. До 25-го марта есть возможность записаться с самой большой скидкой. Можно сэкономить до 12 000 рублей.

А

Конкурсный рассказ [2/3]

Продолжаем подготовку к авторской обучающей программе Ирины Соляной «Курс одного рассказа».

В первой статье мы отвечали на вопрос: «Что делает текст конкурентным?»

Сегодня кратко ответим на второй:

КАК НЕСТАНДАРТНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ?

Проблема

Большинство авторов, загнанных в рамки дедлайна, прокрастинируют и воплощают первую пришедшую на ум идею. А поскольку многие из нас находятся в одном культурном коде, то на конкурсе появляется масса рассказов, развивающих уже давно раскрытую идею.

Начитанность

Чтобы писать нестандартно, нужна начитанность. Изучение современной прозы - непременное условие. Писатель - самый активный и думающий читатель. Он пользуется навыками осознанного чтения: с карандашом в руке, с блокнотом для записей цитат, интересных сюжетных ходов. И перед тем, как сесть за новый текст, неплохо освежить в памяти эти записи.

Чтение рассказов, которые были написаны известными авторами и откликаются на тему конкурса, очень помогает «не изобретать велосипед». Использование ранее раскрытой идеи всегда замечают и не прощают автору, даже если он и не читал знаменитый первоисточник. Однако, оммажи, реминисценции и пародии очень хорошо воспринимаются читателем при условии, если автор не перешел известных границ.

Генерация идей

Если читать рассказы перед конкурсом некогда, то нужно сгенерировать несколько идей для раскрытия темы, а потом отбросить первые две. Этот способ очень помогает не создать банальный текст, который затеряется среди других конкурсных работ. Если же ничего оригинального сгенерировать не получается, то измените сеттинг, время действия, введите уникального персонажа, поменяйте местами протагониста и антагониста.

Пример

На примере сюжета Красной Шапочки. Пусть целью встречи Красной Шапочки и Волка будет обнаружение сверхспособностей девушки. Она, оказывается, способна распознать в новорожденном волчонке будущего вервольфа (Ирина Соляная «Жеводанская дева»).

Стиль

Работа над стилем и языком важна на финальной стадии написания текста, если сам текст не задуман, как стилизация (тогда весь текст подчиняется ее языковым принципам, и писать в определенной манере нужно сразу).

Авторская речь и язык героев

Очень важно, чтобы авторская речь и язык героев рассказа отличались друг от друга. А речевая характеристика персонажей должна органично сочетаться со всеми остальными параметрами героя, о которых мы упоминали выше.

Грамотность

И, конечно же, не стоит забывать о грамотности в широком смысле, что включает в себя не только знание правил русского языка, но и ясности изложения мысли.втор статьи: Ирина Соляная.

Специально для «Курсы писательского мастерства».

Конкурсный рассказ [3/3]

Продолжаем подготовку к авторской обучающей программе Ирины Соляной «Курс одного рассказа».

В первой статье мы отвечали на вопрос: «Что делает текст конкурентным?».

Во второй статье разобрались с нестандартным раскрытием темы.

Сегодня отвечаем на финальный вопрос:

КАК УСПЕТЬ ДО НАСТУПЛЕНИЯ ДЕДЛАЙНА?

Оправдания

Многие авторы жалуются, что у них была прекрасная задумка для истории или почти готовый текст, но они не успели уложиться к нужному сроку. Находить оправдание себе (я творец, а не машина, не успел - не судьба) не стоит. Потому что каждый конкурс - это новый шанс найти читателя, найти единомышленника, найти издателя, расширить свои профессиональные возможности.

Совет

Советую воспринимать дедлайн не как кнут, а как пряник: у меня есть шанс в отведенное время показать всем, на что я способен. Такая установка значительно облегчит написание рассказа. Помним о том, что редактирование текста зачастую «съедает» до трети времени, поэтому пренебрегать этой неизбежной фазой творчества не стоит. На конкурсах всегда есть авторы и члены жюри, которые очень негативно относятся к плохо вычитанным текстам, и снизят оценку рассказу уже только потому, что он изобилует опечатками и стилистическими ляпами. Итак, треть времени мы оставляем на вычитку текста и его правку, и вычитаем из «ленты времени» пару дней (часов, в зависимости от дедлайна) на саму отправку текста организаторам конкурса.

Распределение времени

Как распределить две трети времени? Кто-то начинает обдумывать тексты с формулировки идеи, месседжа, кто-то представляет себе сначала персонажа и позволяет ему «повести за собой сюжет». Тут нет единого верного рецепта, но так или иначе, первая треть времени до наступления «часа икс» должна быть посвящена планированию сюжета и структуры рассказа. Если автор пишет «по наитию» и ждет вдохновения, чтобы начать, то вероятнее всего, он останется недоволен результатом. Совет бывалого: начните планировать свой текст, и вдохновение придет обязательно.

Планирование

Что означает планирование текста?

Прежде всего, это ответы на три вопроса:

кто делает?

что делает?

для чего делает?

Кто - персонажи (главный герой и его антагонист, второстепенные герои).

Что делают - какие действия они совершает от первой страницы до финала.

Для чего: какую цель преследует персонажи.

Если автор на стороне протагониста (чаще всего), то цель рассказа совпадает с целью главного героя. Если автор на стороне антагониста, то цель рассказа не совпадает с целью основного персонажа. Большинство читателей ценят сюжетные истории с яркими героями, но это не означает, что они готовы читать просто о приключениях. Сверхцель автора и персонажа всегда привлекают больше внимания читательской аудитории.

Мандалорец, ищущий бескар для своей брони, чтобы выжить в очередной схватке, и мандалорец, который проходит через трудности ради спасения малыша и восстановления равновесия добра и зла во вселенной. Кто интереснее читателю?

Ответ очевиден.

Планирование сюжетной линии означает в итоге понимание автора, как ему раскрыть заданную тему. Для конкурсов, в которых тема не задана, а имеется общие требования к объему рассказа или жанру, советы, данные в статье, все равно применимы. Если организаторы конкурса не ограничили вас в выборе идеи, вам открывается простор для творчества. Пишите о том, что вам наиболее близко, что вас тревожит. Текст будет ярче, эмоциональнее, острее.

Итак, вы в общих чертах поняли, что будете писать об определенном герое, который жаждет достичь определенной цели и ради этого преодолевает препятствия: ему мешает антагонист, ложные друзья, жизненные обстоятельства и так далее.

Пусть ваш черновик будет шире итогового текста. Если вы будете знать о герое, его антагонисте и о мире рассказа больше, чем скажете в тексте, то этим вы обнаружите свою некомпетентность перед читателем.

Сюжет

Сюжет - основа любой истории. Текст автора-рассказчика скорее всего одержит победу над текстом, который создавал автор-стилист. Исключение составляют конкурсы эссе и этно-прозы, о которых здесь вести речь не будем.

Подобно скелету живого существа сюжет поддерживает жизнь в литературном произведении. Начинающие авторы считают, что если они будут использовать сюжетную схему, то их рассказ будет похож на все другие рассказы, и потому пренебрегают литературными правилами, доказавшими свою состоятельность. Но когда вы пишете конкурсный рассказ, не стоит рассчитывать на то, что сумбурное изложение идеи без сюжетной канвы, вызовет понимание большинства судей и читателей.

Перед тем, как строить сюжет, следует представить себе линейное повествование вашей истории: завязка, нарастание напряжения (сюжетные перипетии), кульминация, финал.

Решение

Затем вам следует принять решение, как вы напишете историю, потому что кроме линейного повествования в вашем распоряжении целый арсенал литературных методов: обратная хронология, кольцевое повествование, дискретное и некоторые другие. Сам по себе способ изложения сюжета может «спасти» рассказ со слабой кульминацией, если начать текст не с экспозиции, а сразу с центрального события, а затем подвести читателя к этой точке, объяснив логику действий персонажей и событийный ряд.

Акценты

Работая в рамках дедлайна, следует особенное внимание уделить началу, кульминации и финалу и потратить на их создание больше времени. Часто появляются тексты, в которых идеально прописана завязка, обрисован главный конфликт, но вялое начало и скучная кульминация говорят о том, что автор неверно расставил приоритеты в своей работе.

Редактура

Основные принципы редактуры - пиши быстро, редактируй медленно. Сначала следует приступать к смысловой правке. Исправлять алогичность, латать сюжетные прорехи. Затем проверить речевые характеристики героев. Помните о социальных, физических и психологических характеристиках персонажа, которые отражаются на его речи. Проверка грамотности - это последняя стадия, после которой можно смело сказать: рассказ готов.

Удачи!

Итак, теперь остается только пожелать удачи, которая в конкурсах тоже важна! В путь, дорогие писатели.

Информация об авторе статьи и курса

Соляная Ирина Владимировна

46 лет, юрист, кандидат юридических наук. Публиковалась в «Авроре», «Южной звезде», «Литературной газете», «Сибирских огнях», «Молоко», «Русский Переплёт», «Юность», «Формаслов», «ЛиTTERA», «Подъеме», «Вторнике», «Эдита», «Север», «Литературный ковчег», «Нижний Новгород», «ЛитСоты», «Автограф», в альманахах «Семляки», «45 параллель», «Неман», «Притяжение , «Книга.ру», «Российский колокол», «Инь и Янь», «Слово талантам» , «Донская сотня», серии альманахов «К западу от октября», серии альманахов издательства «Перископ», «Млечный путь», «Горизонт», «Складчина», «Площадь первоучителей» и др.

писательство, учеба

Previous post Next post
Up