Нравится ли нам это или нет, но социальные сети для нас стали повседневной реальностью. Не буду сейчас касаться причин, по которым россияне заводят аккаунты в социальных сетях, но исследования показывают, что количество пользователей социальных сетей увеличивается.
(Инфографика РИА «Новости», 2011 год)
(Инфографика ВЦИОМ: 2010 и 2012 год в сравнении)
(Инфографика РИА «Новости», 2013 г.)
Безусловно, есть люди, которые не пользуются социальными сетями и не регистрируются в них - да, это их принципиальная позиция: «У меня нет на соцсети времени», «Нужно ценить живое общение», «Соцсети - это просто ярмарка тщеславия», «Я не хочу обнародовать свою личную жизнь» и так далее... каждое такое объяснение заслуживает уважения.
Безусловно, есть люди, которые не мыслят свою жизнь без пребывания в социальной сети, да, бывает, и не одной. Общемировой тенденцией, актуальной и для России, стало в 2012 году превалирование мобильных устройств для выхода в интернет - следовательно, пользователи социальных сетей носят их буквально в кармане - соответствующим образом возрастает и их активность. Более того, есть сведения, которые представляются мне вполне правдоподобными -
только 1% пользователей интернета не используют социальные сети.
В социальных сетях ведут личную (через приватные сообщения) и публичную (через «обсуждения») переписку со знакомыми и незнакомыми в реальной жизни людьми, размещают фото-, видео- и текстовую информацию о своей и чужой жизни; реализуют потребность в выражении своего мнения («класс», «like», «мне нравится» и т.п.); получают сведения о происходящих событиях - в мире, в стране, в населенном пункте, в котором они проживают. Именно на последних мы и будем ориентироваться.
Социальные сети предоставляют пресс-службам, службам по связям с общественностью возможность как минимум информировать (причем практически безбюджетно) жителей, допустим, какого-либо города или иного населенного пункта о деятельности своего учреждения, предприятия, организации. Социальные сети не могут быть единственным коммуникационным каналом, но, по моему мнению, он очень удачен в плане как позитивного восприятия размещаемой информации («это лайкнул мой знакомый/френд - это интересно/полезно/достоверно»), так и в плане распространения информации в офлайне в конкретном населенном пункте: принципы скоростного распространения информации «одна бабушка сказала» и «обо всём важном мне расскажут люди» успешно работают и в социальных сетях. Кстати, спросите себя: среди ваших друзей (в «социально-сетевом значении слова «друг») больше тех, кто проживает с вами в одном городе, или тех, кто далеко?
Итак, если перед вами стоит задача информирования через максимально широкий спектр каналов коммуникации - не пренебрегайте её размещением информации в социальных сетях, особенно в небольшом городе (и уж, конечно, не пренебрегайте возможностью размещать информацию в той экстремальной ситуации, когда у организации по той или иной причине нет официального сайта). Конечно, было бы очень интересно познакомиться с объективным исследованием количества аккаунтов у среднестатистического пользователя социальных сетей (аналогично, например, исследованию о количестве сим-карт на одного взрослого в России), но пока, увы, я такого исследования не нашла. Поэтому для работы с российской интернет-аудиторией предлагаю вам обратить внимание на следующие социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, «МойМир» и Google+ (см. инфографику выше). Далее я буду их называть «большой пятеркой» (как вы понимаете, по аналогии с «большой тройкой» в мобильной связи). Отдельный разговор пойдет о геосоциальной сети Foursquare, сервисе микроблогов Twitter, фотосети Instagram и "социальных кнопках" на интернет-ресурсах (в частности, сайтах СМИ, блог-площадках и площадках размещения пресс-релизов).
Также по теме:
Рейтинг LiveInternetАудитория соцсетей: ComScoreWeb Index от TNSИнтернет и социальные сети: исследование «Левада-центр» (июль 2013)Блицкриг соцсетей: как Facebook захватывал мирСоциальные сети в России, лето-2013: цифры, тренды, прогнозы