Особенности российского феминизма

Mar 08, 2016 13:57

Само равноправие понимается российскими женщинами как порабощение, потому что пропагандируемая патриархатом женственность подсовывает женщинам утраченный образ счастливой бездельницы, сидящей в саду с рукоделием. На самом деле шансов стать этой счастливой бездельницей у россиянок не было ни в какое время, потому что при крепостном праве они скорее всего были крепостными, при коротком периоде капитализма - женами рабочих, при социализме совмещали бы непрестижную работу с работой по дому, а на постсоветском пространстве пополнили бы ряды офисного планктона.
Именно иллюзия утраченного счастья и отвращает российских женщин от феминизма. У них создается иллюзия, что именно феминистки отняли у них эту возможность. Что если бы феминисток не было, то у них бы было все тип-топ. Это также абсурдно, что валить отнятые пенсии на Обаму, но это реальность.

Оригинал взят у tatsuhareva в Особенности российского феминизма
В ожесточенных спорах о второй и третьей волне феминизма, не стоит забывать, что и вторая, и третья волна феминизма зародились на Западе. Положение женщин в СССР и России серьезно отличалось от Запада. Соответственно, волновой подход к феминизму в нынешних российских реалиях не применим.
Если право голосовать на Западе женщины добивались в условиях всеобщего избирательного права для мужчин, то в царской России права голосовать имело меньшинство населения. А большинство до 1861 года вообще находились в собственности.
После революции 1917 года российские женщины действительно получили право голосовать, а заодно получать образование и работать. Но что стоит право голосовать, если результат этого самого голосования известен на десятилетия вперед - 99,9%. И что стоит это право, когда ты никак и не что повлиять не можешь.
Женщины получили право на образование и работать формально наравне с мужчинами. Но во власть их не допустили. Да, во многих советских семьях жена работала в той же должности рядового инженера, как и ее муж, и в этих кругах в семьях бытовало равноправие, иногда даже с некоторым матриархатом, как в семье моих родителей. Женщина могла каким-то образом продвинуться по службе в КПСС, но не выше третьего секретаря. Женщина второй секретарь считалась уже сенсацией. Формально существовали квоты. Но народные депутаты, избранные в том числе по квотам, ничего не решали, и все прекрасно это понимали.
Таким образом, равноправие полов в СССР было иллюзорным, фактически мужчина и женщина были уравнены в праве на малопрестижную работу и на избрание в качестве синекуры.
Еще одна историческая особенность. Во время войны погибло много мужчин, и на мужчин стали смотреть как на что-то сверхценное. Пьющий, бьющий, гуляющий налево и направо мужик был на вес золота. Женщин приучили смотреть на мужчин снизу вверх, как на какой-то "свет в окошке", и цепляться за него всеми силами. С войны прошло 70 лет, гендерный дисбаланс давно восстановлен, но о том, что мужчин мало и на всех их не хватает, стереотип существует до сих пор.
В итоге, женщина вынуждена была тянуть двойную нагрузку - как на работе, так и дома, потому что сверхценного мужа (при наличии) надо было беречь, холить, лелеять и вытирать ему сопли. При отсутствии тащить себя и детей.
Именно поэтому, женщины стали воспринимать равноправие как каторгу, хотя равноправия на самом деле и не было.
И именно поэтому они восприняли возможность стать домохозяйками, жить за счет мужчин, появившуюся в 90-х как освобождение. Сексуально объективированный образ блондинки 40-го размера с большими грудями и выдающимся задом стал тем образом, к которому женщины стали стремиться, вкладывая в его достижения все свои силы и скромный капитал. Для кого-то роль интердевочки стала самой заветной мечтой.
В отличие от западных стран, сексуальная объективация женщин в СССР находилась под запретом, и тоже была воспринята мужчинами и женщинами как освобождение.
Поэтому то, с чем западные феминистки второй волны стали бороться с 60-х годов прошлого века, в СССР появилось только в 90-х годов и стало восприниматься как манна небесная.
И именно эти исторические особенности России привели к тому, что тренинги ведической женственности и прочие "школы настоящей женщины" в России обрели такую популярность.
Само равноправие понимается российскими женщинами как порабощение, потому что пропагандируемая патриархатом женственность подсовывает женщинам утраченный образ счастливой бездельницы, сидящей в саду с рукоделием. На самом деле шансов стать этой счастливой бездельницей у россиянок не было ни в какое время, потому что при крепостном праве они скорее всего были крепостными, при коротком периоде капитализма - женами рабочих, при социализме совмещали бы не престижную работу с работой по дому, а на постсоветском пространстве пополнили бы ряды офисного планктона.
Именно иллюзия утраченного счастья и отвращает российских женщин от феминизма. У них создается иллюзия, что именно феминистки отняли у них эту возможность. Что если бы феминисток не было, то у них бы было все тип-топ. Это также абсурдно, что валить отнятые пенсии на Обаму, но это реальность.
Возвращаясь к волнам феминизма, можно сказать, что российский феминизм находится где-то между первой и второй волной. Избирательное право у женщин формально есть, но оно бесполезно и не работает. Попытка реализацией права быть избранной может закончится убийством или уголовным делом.
Женщины постепенно начинают понимать, что то, что власть и ресурсы сосредоточены в руках мужчин, это против них, женщин. Что изнасилование, объективация и отнесение женщин ко второму сорту зло.
Именно на это нужно обращать в первую очередь внимание нам, феминисткам. а не увлекаться теорией.

мизогиния, феминизм, праздник

Previous post Next post
Up